Евгений Онегин
Евгений Онегин
Онегин
- главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «Наследник всех
своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как
человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём
весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично
смакует ученость Онегина, его «»хорошести»», как-то: манеры, способности вести
разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с
каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время
всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца.
Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с
Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на
набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями
минувших дней...
Мне
самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец
почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам,
поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили
парня, лишь («слегка за шалости бранили», «не докучали моралью строгой»), что
естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях
и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на
чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека,
оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его
острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо
сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык
к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных
эпиграмм»
Противоречия
в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко
отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны
изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта
роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на
некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему
наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах,
сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного
эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его
друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не
тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только
недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего
страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает
всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении,
которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти
поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по
России. Он познаёт все муки любви, сидя заперевшись у себя в кабинете. Онегин
уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и
переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом
себе...
Мы
видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего Онегина. Он
стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен
переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души.
Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее
умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении
чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек
этот, переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!