Культура России XIX века
ВВЕДЕНИЕ
В наше время
резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших
потребностей духовной жизни общества.
Обращение к
национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к
великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов
писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их
предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу;
знание должно использовать, навыки брать на образец, предрассудки исследовать,
так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от
аналогичных предрассудков новой».
XIX век занимает особое место в истории
русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших
научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период
были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.
Историко-культурный
материал эпохи огромен.
История
русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение
культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций
значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического
развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в
современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из
определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в
период того мировоззренческого вакуума, который образовался за последние годы.
Несмотря на
значимость историко-культурной проблематики советская историография выбранной
мною темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по
различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ
сравнительно не велико. Это относится прежде всего, к одному из самых блестящих
периодов в истории русской культуры – XIX веку. Если в истории культуры X-XVII веков и XVIII века существуют пособия и
монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной
культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально
устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных
тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу
социально политической истории, иллюстрированной примерами
культурно-исторического содержания»[1].
В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти
от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития,
наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой –
обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры.
Настоящая работа примыкает к последнему направлению. Широкий и разнообразный
круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную
картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом
представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и
литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно
соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.
Логика
исторического развития предопределяет и значительное использование в работе
«петербургского» материала, ибо, начиная с Петра I Петербург, стал главным культурным центром империи и, как
писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России».
1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ
ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ
В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них
крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно
дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры.
Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX
века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве
наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало
следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов,
которые происходили в жизни российского общества.
Важнейшими
событиями, во многом определившими развитие страны в XIX
столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена
крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических
реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной
идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной
самоидентификации – формирование русской нации и рост национального
самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры
в XIX в.
2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В XIX в. государственная власть продолжила те тенденции в образовании,
которые были заложены Петром Великим. Главная идея заключалась в том, чтобы
постепенно расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться
все большему числу людей.
Первая
половина XIX в.:
94 человека из ста – не грамотны в 1802 г. было создано Министерство народного
просвещения, задачей которого было преобразование и совершенствование системы
народного просвещения. Уже в следующем году был проведен ряд преобразований и
низшей ступенью стали двухклассные церковно-приходские училища для крестьянских
детей и четырехклассные уездные училища для детей мещан. Некоторые помещики
сами открывали в своих имениях школы для крестьянских детей.
В 1803 г.
Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из них намечалось
открытие университета. Уже в 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805
г. – Харьковский, в 1819 г. – Петербургский, в 1834 г. – Киевский. Будучи
центрами учебных округов, университеты отвечали за работу училищ и гимназий,
расположенных на их территории.
Для
дворянских детей создавались гимназии в губернских городах, дававшие право
поступать в университеты. Хотя система народного образования оставалась
сословной, имелась возможность перехода с одной ступени на другую. В 1824 г. в
России было всего 49 гимназий и только одна из них в Сибири, в Тобольске. К
середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири 3 (в
Тобольске, Томске и Иркутске). Большинство дворянских детей обучались в частных
пансионах или дома с учителями и гувернерами из французов или немцев.
Развивалось женское дворянское образование. Для дворянских дочерей открыли
институты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове.
Несмотря на
усилия, к середине XIX столетия единой и эффективной системы
начального образования в Российской истории не существовало. В целом по стране
грамотными были всего 5-6% населения: если в большинстве своем городское
население было грамотное, то среди крестьян грамотность составляла менее 5%.
Вторая
половина XIX в.:
начало высшего образования для женщин Образование во второй половине XIX в. развивалось в более благоприятных условиях по сравнению с
предшествующим периодом. В начальных и крестьянских школах обучали основам
грамоты, счету, письму и закону божьему; в земских школах была более широкая
учебная программа. Огромное значение имел новый устав гимназий 1864 г. по
которому упразднялся сословный характер обучения. Все гимназии были поделены на
классические, где до 40% учебного времени отводилось изучению древних
языков, и реальные (их обычно называли училищами), где главным было
изучение математики и естествознания. Выпускники гимназий и училищ могли
поступать в высшие учебные заведения. С 1871 г. основным звеном среднего
образования стала классическая гимназия, куда специальным циркуляром был
ограничен прием детей малоимущих. К концу XIX в. в России
было 180 мужских гимназий и 142 женских (появилось в 1826 г.).
Высшая школа
активно развивалась. В 1863 г. по принятому университетскому уставу
возрождалась их автономия. Впрочем, ненадолго: в 80-е годы университеты были
вновь ее лишены. В 1888 г. открыли Томский университет, тем самым, положив
начало высшему образованию в Сибири.
В 1878 г. в
Петербурге открыли Высшие женские курсы, названные по имени первого их
директора К.Н. Бестужева-Рюмина Бестужевскими.[2] Позднее такие курсы были
организованны в Москве и в некоторых других городах. Так было положено начало
высшему женскому образованию в России.
Просветительская
деятельность: учить народ бесплатно и в удобное
для него время Особенностью культурной ситуации в России в XIX в. была значительная просветительская деятельность, которая приняла
по-настоящему крупные масштабы во второй половине столетия. В империи был
создан целый ряд крупнейших культурных учреждений. Особую роль в развитии
просвещения среди взрослого населения играли воскресные школы,
появившиеся в 50-е годы и приобретшие особую популярность в 80-90-е годы. В
1862 г. в Москве открылась Румянцевская библиотека, в 1872 г. – Политехнический
музей; в Петербурге был организован Этнографический музей. В конце XIX в. музеи, картинные галереи, библиотеки открывались во многих
губернских городах. Многие музеи (Политехнический, Исторический,
Сельскохозяйственный) активно способствовали приобщению российского населения к
профессиональным знаниям. Широкую просветительскую деятельность вели общество
распространения полезных книг в Москве, книжный склад «Посредник», основанный
при участии Толстого Л.Н.. Эту же цель ставили перед собой Московский и
Петербургский комитеты грамотности, Высшие женские курсы в Петербурге
(Бестужевские).
Предпринимаемые
меры дали определенные результаты: уровень грамотности в стране возрос с 6% в
середине века до 21% в конце. Однако в целом Россия оставалась малограмотной,
принципиально отставая по этому показателю от развитых стран. Особенно плохо
обстояли, делана окраинах империи. Так, в Сибири грамотность населения
составляла всего 12%.
3. XIX В.: РОССИЙСКАЯ НАУКА ВЫХОДИТ
НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ
В XIX в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука.
Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов,
астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной
мысли. Особое значение в XIX столетии приобрели математика
и естествознание. Школы российской научной мысли, созданные в это время,
подготовили базу для развития отечественной техники и технологии XX века.
Важнейшими
научными центрами была Академия наук и университеты – Московский,
Петербургский, Казанский и Дерптский.
Математики,
физики и химики – лидеры отечественной науки. На мировом уровне работала
Петербургская школа математиков. Глава школы П.Л. Чебышев (1821-1894) создал
теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов, доказал закон
больших чисел. А.М. Ляпунов (1857-1918) разработал современную теорию
устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом
параметров. С.О. Ковалевская (1850-1891), первая женщина член-корреспондент
Петербургской Академии наук, - автор трудов по математическому анализу (дифференциальные
уравнения и аналитические функции). Академики М.В. Остроградский (1801-1861) и
В.Я. Буняковский (1804-1889) сделали крупные открытия в области интегральных
исчислений. Н.И. Лобачевский (1792-1856) получил всемирную известность как
математик и создатель неевклидовой геометрии.
Академик В.В.
Петров (1761-1834), один из первых русских электротехников, исследовал
электропроводность и электрические явления в газах, в 1802 г. он открыл
электрическую дугу. Б.С. Якоби (1801-1874) работал над проблемами
гальванотехники (30-е годы). А.Г. Столетов (1839-1896) занимался магнетизмом и
фотоэлектрическими явлениями. А.Н. Лодыгин (1847-1923)
изобрел угольную лампу накаливания, П.Н. Яблочков (1847-1894) – электрическую
свечу.
В области механики
важную роль сыграли работы по теории автоматического регулирования А.И.
Вышнеградского (1831/32-1895) в области металлургии – труды Д.К. (1839-1921).
Важные исследования и изобретения в области воздухоплавания и создания
летательных аппаратов тяжелее воздуха принадлежали А.Ф. Можайскому (1825-1890).
Астроном и
математик Д.М. Первощиков (1788-1880) основал астрономическую обсерваторию
Московского университета. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория. Ее
первый директор В.Я. Струве (1793-1864), автор классических трудов по звездной
астрономии, двойным звездам, установил наличие поглощения света в межзвездном
пространстве. Белопольскому А.А. (1854-1934) принадлежат открытия в
астроспектроскопии. Ф.А. Бредихин (1931-1904) создал теорию кометных форм и
происхождения метеорных потоков.
Химик Н.Н.
Зинин (1812-1880) осуществил синтез анилина, А.М.
Бутлеров (1828-1886), работавший в области органической химии, стал
основоположником теории строения веществ. Д.И. Менделеев (1837-1907), автор
фундаментальных исследований по химии и химической технологии, в 1869 г. открыл
основной закон естествознания – периодический закон химических элементов.
Для развития
гуманитарных наук много сделал Н.М. Карамзин (1766-1826), его «История
Государства Российского» (1816-1829)[3]стала
вкладом не только в историческую науку, но и повлияла на развитие русского
литературного языка.
В XIX в. началась публикация русских летописей. В.И. Даль (1801-1872)
составил «Словарь живого великорусского языка», включавший 200 тыс. слов.
Славянофилы активизировали собирание и изучение русского народного фольклора.
Широкую
известность получили работы правоведа, последователя теории естественного права
А.П. Куницына (1783-1840), экономистов и статистов К.И. Арсентьева (1789-1865),
А.И. Чурпова (1842-1908), И.К. Бобста (1823-1881), И.В.
Вернадского (1821-1884), В.В. Берви-Флеровского (1829-1918).
В XIX в. расширяется преподавание некоторых общественных дисциплин,
развиваются научные направления, школы, течения. В философии последователями
Гегеля стали С.С. Гогоцкий (1813-1889), П.Г. Редкий (1808-1891),
В.Н. Чичерин (1828-1904). Позитивизм представляли К.Д. Кавелин (1818-1885) и
П.Л. Лавров (1823-1900). Как направление сформировалась русская религиозная
философия, представленная трудами В.С. Соловьева (1853-1900), Н.Ф. Федорова
(1828-1903), писателей Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.
На
материалистических позициях стояли революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский
(1828-1889) и Д.И. Писарев (1840-1868). Чернышевский – идейный вдохновитель
революционного движения 1860-х годов. Автор многих работ по философии,
социологии, политэкономии, этике и эстетике. Он считал, что социализм
обусловлен всем ходом развития человечества. Социалистические идеалы
Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» и «Пролог».[4] 60-70-е годы в России – это
время знакомства с работами К. Маркса и Ф. Энгельса. В первой половине 80-х
годов XIX века в России уже оформилось марксистское
направление.
В исторической
науке наиболее влиятельной школой стала государственная, или
историко-юридическая школа. Ее представители – Кавелин К.Д. и Б.Н. Чичерин, а
также историк С.М. Соловьев. Обобщающие труды по отечественной истории создали
С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров (1817-1885), В.О. Ключевский (1841-1911). В
Москве особенно популярны были лекции по европейскому Средневековью, которые
читал в Московском университете Т.Н. Грановский (1813-1911), на них съезжалась
«вся Москва».[5]
3.1.
РОССИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В первой
половине XIX в. русская музыка вышла из под опеки
итальянской и получила самостоятельное развитие. Показателем этого было
использование композиторами, которые искали свои пути музыкального
самовыражения народных мелодий, и освоение национальной тематики. Народные
мелодии звучат в песнях и романсах А.А. Алябьева (1787-1851), Н.А. Титова
(1800-1875), А.Л. Гурилёва (1803-1858), А.Е. Варламова (1801-1848).
Музыкальное
искусство М.И. Глинки (1804-1857) отличается народностью, разнообразием
музыкальных красок, реализмом. Он создал симфонические произведения
«Вальс-фантазия», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», написал около 80
произведений на стихи А.С. Пушкина, Жуковского В.А., Е.А.Баратынского. Лучшие
его произведения – оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».[6]
А.С.
Даргомыжский (1813-1869) продолжил традиции своего учителя М.И. Глинки. В
первой его опере «Эсмеральда» проявились романтические черты. Им была создана
народно-бытовая музыкальная драма «Русалка» по одноименному произведению А.С.
Пушкина, написаны романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», и песни.
Основные
факты музыкальной жизни – открытие консерваторий и деятельность «Могучей кучки»
С середины XIX в. музыкальная жизнь в России развивалась
необычайно интенсивно. Важнейшими событиями стало открытие консерваторий в
Петербурге (1862) и Москве (1866). Этот период – расцвет творчества русских
композиторов, совершенствования музыкального образования и концертной
деятельности. Для совершенствования музыкального образования много сделали
братья Антон и Николай Рубинштейн. Композитор, пианист и дирижер Антон
Рубинштейн (1829-1894) создал «Русское музыкальное общество» в Петербурге с
отделениями во многих городах, Певческую академию. Он стоял у истоков
международных конкурсов пианистов. Композитор Николай Рубинштейн (1835-1881) –
организатор Московского отделения Императорского Русского музыкального общества
и Московской консерватории.
Традиции
национальной музыкальной школы развивали композиторы «Могучей кучки»: М.А.
Балакирев (1837-1910), М.П. Мусорский (1839-1881), А.П. Бородин (1833-1887),
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908).
Под
руководством Балакирева композиторы «Могучей кучки» собирали и обрабатывали
русские народные песни. По примеру М.И. Глинки они использовали народную песню
в симфонических и оперных произведениях, брали сюжеты из русской литературы.
Основой оперы Мусорского «Борис Годунов» стала драма Пушкина, по повести Гоголя
он написал космическую оперу «Сорочинская ярмарка». Бородин по мотивам «Слава о
полку Игореве» создал оперу «Князь Игорь». Римский-Корсаков по пьесе А.Н.
Островского написал оперу-сказку «Снегурочка», сюжеты произведений Гоголя легли
в основу его опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». Композиторы «Могучей
кучки» создавали также произведения на сюжеты отечественной истории – это оперы
«Хованщина» Мусорского, «Царская невеста» и «Псковитянка» Римского-Корсакова.
М.А.
Балакирев – создатель симфонических поэм «Тамара», «Русь», «В Чехии», автор
сборника «40 русских народных песен для голоса с фортепиано»[7].
Вдохновитель
«Могучей кучки» - художественный и музыкальный критик и искусствовед В.В.
Стасов (1834-1906), который и назвал их «Могучей кучкой». В 1862 г. композиторы
«Могучей кучки» открыли бесплатную музыкальную школу, при ней создали хор и
симфонический оркестр из любителей.
Рубинштейн а
также А.Н. Серов (1820-1871), композитор и музыкальный критик, автор опер
«Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила».
Выдающимся
русским композитором, славой и гордостью русской музыкальной культуры стал П.И.
Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина Чайковский написал
оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», Н.В. Гоголя – оперы «Черевички»,
«Чародейка». В 1876 г. композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г. –
«Спящая красавица», в 1892 г. – «Щелкунчик», в которых он выступал как новатор:
в его балетах музыка – ведущий компонент балетной драматургии.
Оперы,
балеты, романсы Чайковского получили мировую известность. Тонкий психолог,
мастер-симфонист, музыкальный драматург раскрыл в музыке внутренний мир
человека – от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии.
Велико
значение творчества таких музыкантов, как композитора, пианиста и дирижера С.В.
Рахманинова (1873-1943), создавшего 1892 г. оперу «Алеко». Большая заслуга в
развитии оперного искусства принадлежит певцам, солистам Мариинского театра –
Ф.И. Стравинскому (1843-1902), Н.Н. Фигнеру (1857-1918) и М.И. Фигнер
(1859-1952).
3.2. ЖИВОПИСЬ В XIX
ВЕКЕ: «АКАДЕМИК» И «ПЕРЕДВИЖНИК»
Основным
направлением в живописи в первой половине XIX века был
академизм, центром которого была Императорская Академия художеств. Характерные
черты академизма – библейско-мифологическая тематика, строгое следование
установленным каноном и даже преклонение перед ними. Представителями
академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов
(1799-1852). Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание
евреев, возроптавших на Бога, за что Бог послал на них множество ядовитых
змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.
Особое место
в русской живописи занимает трагическая фигура художника А.А. Иванова
(1806-1858). В ранний период творчества («Аполлон, Гиацинт и Кипарис») он дал
поэтическое истолкование принципов классицизма. Связь с традициями
классицистического монументализма сохраняется и в поздних произведениях
художника («Библейские эскизы»), в которых он достиг необычайной глубины
философских и религиозных обобщений. Большую часть жизни Иванов посвятил
созданию монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-1857), сделав к
ней 600 подготовительных этюдов. Евангельский сюжет художник трактует как
поворотные события в истории человечества, начало его нравственного возрождения
через христианскую веру.
В 1830-1840-х
годах происходит постепенный отход от академизма и становление реализма в
живописи. Живо и непринужденно написанным Тропининым В.А. (1776-1857) картины
«Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина. С поразительной тщательностью он
передает малейшие почти неуловимые особенности лица персонажа, не пренебрегая
даже аксессуарами. Выдающийся художник О.А. Кипренский (1782-1836) в живописных
и графических работах стремился раскрыть сложный внутренний мир своего
современника: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Давыдова Е.В., И.А. Крылова.
«Отцом
русского бытового жанра» справедливо назвали А.Г.
Венецианова (1780-1847). В картинах «На пашне», «Гумно», «На жатве», «Пелагея»
он создал портретную галерею крестьян-художников. Крестьянские образы в работах
Венецианова достоверны в точных деталях, он выделяет в них природную открытость
и силу. Созданные художником поэтические образы крестьянской жизни неразрывно
связаны с красотой русской природы.
Жанровые
полотна П.А. Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа»,
«Анкор, еще анкор» явились вершиной реализма в живописи. Персонажи его картин
всегда остро характерны. Художник ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную
коллизию («Разборчивая невеста»).
Во второй
половине XIX века центральной темой в живописи становится
народ, его нерадостная жизнь, тяжелый труд, борьба и страдания. В живописи
утвердился реализм.
В 1863 году
14 выпускников Академии художников, протестуя против сложившихся в ней
порядков, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и по примеру
героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» организовали артель свободных
художников. В 1870 г. они создали Товарищество передвижных художественных
выставок.
Идейным
вождем передвижников стал И.Н. Крамской (1837-1887), создавший ряд интересных
портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко
(1846-1898) первым в истории отечественной живописи изобразил зарождающуюся
интеллигенцию – «Студент», «Курсистка». Обличительное направление представлено
в картине В.Г. Перова (1833-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером
высшего достижения проявлений реализма в живописи являются картины И.Е. Репина
(1844-1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану».
На рубеже
веков реалистические тенденции в живописи продолжили А.М. и В.М. Воснецовы.
В.М. Воснецов (1848-1926) – автор лирических и монументальных эпических полотен
на темы русской истории былин и сказок («Три богатыря», «Аленушка» и др.).
Важной темой
передвижников стала история русского народа. Это исторические полотна В.И. Сурикова
(1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири
Ермаком») и Н.Н. Ге (1831-1894) («Петр I допрашивает
царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие русской
природы, были И.И. Левитан, 1860-1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге»,
«Золотая осень» и др.) и И.И. Шишкин (1832-1898) («Среди
долины ровныя…», «Лесные дали»).
А.И. Куинджи
(1842-1910) в знаменитой работе «Ночь на Днепре» впервые в истории русской
живописи использовал эффекты освещения. Художника привлекали необычные моменты
состояния природы, проблема передачи цветных контрактов. Богатством пленэрного
колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865-1911)
«Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».
Передвижники
организовали около 50 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Казани,
Орле и в других городах и оказали огромное влияние на развитие искусства.
Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков (1832-1898), приобретая их
картины в свою галерею, которую в 1892 году он передал в дар Москве.
3.3. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
В начале XIX века разновидностью классицизма, уже прочно утвердившегося в русской
архитектуре, стал ампир. Основанный на синтезе европейских и русских элементов,
присущих классицизму, ампир отличался декоративностью, монументальностью,
олицетворял могущество государства. Крупнейшими представителями этого
направления были архитекторы А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П.
Стасов, Жилярди Д.И..
А.Н.
Воронихиным (1759-1814) был построен Казанский собор в Петербурге, Горный
кадетский корпус (ныне Горный институт). А.Д. Захаров (1761-1811) создатель
одного из шедевров русской архитектуры – здания Адмиралтейства в Петербурге.
Творчество
К.И. Росси (1775-1849) связано с Петербургом, Москвой, Тверью. Архитектор
создал монументальные ампирные ансамбли, сформировавшие архитектурный облик
Петербурга. Это Дворцовая площадь со зданиями и аркой Главного штаба, площадь
(ныне пл. Искусств) с Михайловским дворцом (ныне Русский музей);
Архитектором
позднего классицизма был В.П. Стасов (1769-1848). Для этого направления
характерны торжественная монументальность, строгость, простота. При сооружении
храмов и Петербурге В.П. Стасов использовал различный декор, колонны
дорического ордера. По его проектам построены Павловские казармы,
Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в
Петербурге.
По проекту
А.А. Монферана (1786-1858) построен Исаакиевский собор – самое высокое здание
того времени.
После изгнания
французов из России начинают вновь отстраивать Москву. Комиссию по
восстановлению Москвы возглавил архитектор О.И. Бове (1784-1834). При
участии Бове реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с
Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота.
Д.И. Жилярди
(1788-1845) довелось восстанавливать и перестраивать Московский университет,
сгоревший в 1812 г., а также дворянские усадьбы. К середине века классицизм
усложняется и в значительной степени утрачивает свою гармонию.
С 40-х годов
наблюдалось подражание итальянскому Ренессансу, позднему Барокко
и Рококо. В стиле необорокко А. Штакеншнейдер
построил дворец князей Белосельских - Белозерских на Невском проспекте у
Аничкова моста.
В
пореформенный период архитектура отличалась большим своеобразием. Все большее
влияние оказывал стиль модерн, одновременно с этим присутствовало
и стремление к стилизации под старину. При строительстве заводских зданий,
железнодорожных вокзалов, банков «доходных» домов, торговых зданий, выставочных
залов активно использовались металлические конструкции.
В конце XIX века получил распространение русско-везантийский или неорусский
стиль. Здания вновь получили шатровое завершение, «узорочье» декора. В
конце XIX в. в неорусском стиле были построены здания
культурного, торгового и административного назначения. Это храм «Спас на крови»
на Екатерининском канале в Петербурге на месте гибели в 1881 г. императора
Александра II, и здание Исторического музея в Москве
(архитектор В.О. Шервуд). А.Н. Померанцев построил Верхние торговые ряды в
Москве (ныне здание ГУМа), Д.Н. Чичагов – здание Московской городской Думы. К.
Тон завершил возведение храма Христа-спасителя, начатое в 1839 г.
В постройке
жилых домов Петербурга, Москвы, других крупных городов господствовал
электрический ренесансно-барочный стиль с использованием разнообразной отделки,
богатством форм. Образцом такого стиля является большой жилой дом Страхового
общества в Петербурге архитектора Л.Н. Бенуа (1856-1928).
3.4. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Первая
половина XIX века – время складывания и выработки норм
современного русского литературного языка, усиления интереса писателей к
народным традициям и фольклору и начала издания памятников народного
творчества.
Так, в 1830
годы писателем, лексикографом и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были
опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 60-е –
«Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и
прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда –
«Толкового словаря живого великорусского языка».
Первым
реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом
принадлежит А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно
говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия – писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю
не только русской, но и мировой литературы.
Различные
литературные течения и школы способствовали дальнейшему становлению
литературных жанров. Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в
конце века – роману. Создаются эпистолярный и мемуарный жанры. Усиливается
интерес к внутренним переживаниям человека; это находит выражение человека в
сентиментализме, а затем в романтизме, который как сталь складывается в начале XIX столетия.
Одним из
основных жанров в конце XVIII – начале XIX вв. был романтизм. Зарождение романтизма в России связано с
общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъемом
после Отечественной войны 1812 г. формированием дворянской революционности,
обострением личного самосознания.[9]
Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута
поэзия декабристов: К.Ф. Рылеева (1795-1826), В.К. Кюхельбекера (1797-1846),
А.И. Одоевского (1802-1839). Герой поэм Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко» -
гражданин-тираноборец с трагической судьбой.
Вольнолюбивыми
мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская
и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен
личностный пафос великого поэта.
Романтический
апофеоз личности выражен и в ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841).
Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ – характерные черты
лирического героя Лермонтова.
Существовало
и другое направление в русской поэзии – элегическое. Поэтами этого направления
были В.А. Жуковский (1783-1852), Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М.
Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов
проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной
гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.
Промежуточным
звеном между романтизмом и реализмом была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842).
Кольцов понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних
переживаний крестьянина, внес в поэзию стихию народной песенности («Не шуми ты,
рожь», «Косарь»).
Поэзия Н.А.
Некрасова (1821-1878) реалистична и гражданственна. Поэт показал безрадостную и
тоскливую жизнь русской деревни и удивительные образы русских женщин. Его «муза
мести и печали» особенно чутка к несправедливости, человеческой боли.
Гражданственная публицистичность получила дальнейшее развитие в творчестве поэтов
И.С. Никитина (1824-1861), А.Н. Плещеева (1828-1893).
Философская и
любовная лирика Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью души и
беспощадностью самоанализа; пронекновенная лирика, с ярко выраженным
музыкальным началом психологической новеллы – в стихах А.К. Толстого
(1817-1875); в стихах А.А. Фета (наст. Имя Шеншин, 1820-1892) – мимолетность и
изменчивость чувств; чуткое восприятие природы и гармоничное слияние с ней;
музыкальностью отличаются произведения Я.П. Полонского (1819-1899) и А.Н.
Апухтина (1840-1893); тонкий психологизм свойственен стихотворениям И.Ф.
Анненского (1855-1909). В пейзажной лирике А.Н. Майкова (1812-1897) – высокое
созерцание обыкновенной русской природы.
С конца 30-х
годов начинается становление реализма, основоположником которого по праву
считается А.С. Пушкин. Пушкин – родоначальник и всей новой русской литературы.
Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»,
«Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические («Повести
Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая Дама», «Капитанская
дочка») произведения написаны изумительным по легкости, точности, изяществу и
тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в
другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия»
- о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении и его
противостоянии слепой судьбе – все это предопределило его центральное положение
не только в русской литературе, но и в русской культуре в целом.
Возникновение
«натуральной школы» и критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя
(1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная
критическая направленность, особенной ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее
темой униженности «маленького человека». Гротескное начало «петербургских
повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор».
В
поэме-романе «Мертвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом
духовного преображения человека, создании вечных человеческих типов.
Основатель
русской литературной критики В.Г. Белинский (1811-1848) проповедовал принципы
реализма, демократизма, народности. Поставив во главу угла критику существующей
действительности, он сформулировал принципы «натуральной школы» -
реалистического направления в русской литературе.
Роман в
стихах Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».
Это повествование об эпохе и человеческих судьбах. Реалистическая тенденция
получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени»,
отмеченном социальной рефлексией и психологическим содержанием.
В романе И.А.
Гончарова (1812-1891) «Обломов» судьба главного героя раскрыта не только как
социальное явление («обломовщина»), но и как философское осмысление русского
национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете
всепоглощающего «прогресса». Как существенная коллизия русской жизни «предстает
конфликт между «реализмом» и «романтизмом» в романе «Обыкновенная история.»[10].
Замечательным
мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В
романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь»
Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинной интеллигенции 50 –
70-х годов ХIХ в., конфликт «отцов» и
«детей», «хождение в народ».
Вершиной
критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный
период русской жизни – от начала ХIХ в. до начала ХХ в. – представлен в его романах. В эпопее «Война и мир»
писатель воссоздает жизнь различных слоев русского общества в войну 1812,
патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман
«Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»
страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая
критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных
классов».
Мастер
психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях
«Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и
оскорбленные», «Бесы» через изображение «глубин души человеческой»раскрывал
тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России,
показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.
Великолепными
образцами сатирического жанра являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина
(1826-1889). Писатель создал сатирический образ российской бюрократии как
порождение самодержавно-крепостнического строя («Пошехонская старина»,
«Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши».).В «Истории одного города»,
пародируя официальную историографию писатель создал галерею гротескных образов
градоправителей; в знаменитых «Сказках» в образах «Премудрых пескарей» - нравы
нового для России класса – буржуазии. Социально-психологический роман «Господа
Головлевы» - о духовной и физической деградации дворянства.
Новая стадия
развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А. П. Чехова
(1860-1904), автора фельетонов, коротких юмористических и «гнетущих» рассказов,
новаторских пьес. Мысль о гибели человека под бременем тусклой обыденщины
явилась ведущим мотивом в его новеллах «Человек в футляре», «Палата №6».
А. П. Чехов,
тонкий психолог, мастер подтекста, сочетавший юмор и лиризм, написал пьесы
«Чайка», «Дядя Ваня», «Тир сестры», «»Вишневый сад , проникнутые особой
тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы. Писатель создал новую
структуру драматического действия, способную включить в себя любые проявления
жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих лиц, а развитием
ключевых тем, настроений, «подводным течением», иронией и лирической
символикой. Пьесы Чехова оказали значительное влияние на развитие отечественной
и мировой драматургии.
С литературой
неразрывно связано развитие отечественного театра. В начале века на русской сцене
действовали каноны классицизма с присущей ему парадностью, риторичностью, а в
репертуаре преобладали пьесы с мифологическими сюжетами. Но уже в 20-30-е годы
преобладал романтизм с трагедийной тематикой. Замечательные драматические
образы создали в Александрийском театре актеры В. А. Каратыгин (1802-1853), П.
С. Мочалов (1800-1848).
Постепенно в
драматургии стали преобладать реалистические традиции. Этому способствовала
драматургия А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»), А. С. Пушкина (драма
«Борис Годунов»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»).
Эти и другие
пьесы ставились в Московском Малом и Петербургском Александрийском театрах.
Яркие образы создавали в малом театре выдающийся актер, бывший крепостной М.С.
Щепкин (1788-1863), а в Александрийском театре – актер А.Е. Мартынов
(1816-1860), сын крепостного крестьянина[11].
Во второй
половине XIX в Московский Малый и Петербургский
Александрийский театры по-прежнему оставались центрами театральной жизни.
Центральное место в репертуаре Малого театра заняли комедии и
социально-психологические драмы А.Н. Островского (1823-1886). В своих пьесах
Островский вывел галерею типов – от охваченных страстью к деньгам самодуров –
купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок («Свои люди –
сочтемся!», «Доходное место», «Гроза» и др.). Драматург с большим сочувствием
изображал ремесленников, трудовую интеллигенцию, бедных мещан, провинциальных
актеров («Бесприданница», «Лес» и др.). его комедии и социально –
психологические пьесы заложили основу национального репертуара российского
театра.
На развитие
переформенного театра огромное влияние оказали талантливые актеры: актеры
Малого театра Пров Садовский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин,
Александр Ленский, актеры Александрийского театра Мария Савина, Владимир
Давыдов, Константин Варламов.
В 70-е годы
стали создаваться частные театральные кружки и театры. По инициативе А.Н.
Островского и Н.Г. Рубинштейна (1835-1881) из талантливой молодежи был создан
Артистический кружек, в 1872 г. режиссер и драматург А.Ф. Федотов открыл в
Москве «Народный театр». Позднее были созданы: «Пушкинский театр» артисткой
Московского Малого театра А.А. Бренко и «Русский драматический театр»
антрепренером Ф.А. Коршем.
В 1882 г.
была отменена монополия «императорских» театров, что оказало положительное
влияние на развитие провинциальных театров, основание частных и «народных
театров».
В 1898 г.
К.С. Станиславский и В.И. Немировичем-Данченко был открыт Московский
художественный театр (МХТ, МХАТ). Основатели его ставили цель «… создать первый
разумный, нравственный общедоступный театр…».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало XIX
века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812
года ускорила рост национального самосознания русского народа, его
консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал
огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра
и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой
сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения
получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и
чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В
первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме
действовавшего Московского университета были учреждены Дерптский, Виленский,
Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших
государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях -
лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В
1813 году в стране было 55 казённых типографий. Здания, построенные в стиле
классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В
театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и
крепостные театры. Щепкин, Мочалов - актеры. В те времена ещё далеко не все
осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев,
Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой
половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё
высоту. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный
взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым
веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю.
Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном
счете, определялось экономическими и социально-политическими процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось
растущее мировое значение русской культуры.
В ХIХ в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука.
Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов,
астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной
мысли. Особое значение в ХIХ столетии приобрели математика
и естествознание. Школы российской научной мысли, создание в это время,
подготовили базу для развития отечественной техники и технологии ХХ в.
Итак, ХIХ век – «золотой век русской культуры» - уникален и многоаспектен.
Русская цивилизация ХIХ в. успешно преодолевала разрыв
между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою
самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой
научно-технический прогресс и стали известными за рубежом.
Это было
время нравственно-философских поисков свободы и справедливости.
Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на
авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась
уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую
исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя
народа – вплоть до принятия за него мучительной смерти. Революционная идеология
оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век
оставил ее в наследство веку ХХ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И.
Русское искусство Х-начала ХХ века М., 1989.
2.
Гуревич П.С. Философия культуры. М. Аспект пресс.
!995. –589с.
3.
Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики,1999 –
533 с.
4.
История народных промыслов. М., 1937 – 355 с.
5.
Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры.
М., 1997 - 215 с.
6.
Культура и искусство древней Руси. Сборник. М.,
1969 – 105 с..
7.
Культурология. История мировой культуры: Учебник
для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 - 759 с.
8.
Лучшие рефераты по культурологи/Сост. А. Коваленко.
Серия «Банк Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 - 320 с.
9.
Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс
лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002 – 269 с.
10.
Фофанов В.П. Социальная философия: к новой
исследовательской программе // Гуманитарные науки в Сибири. - 1996. – № 1 565
с.
[1] Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. с. 7
[2] Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики,1999 с. 268
[3] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред.
Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 с. 508
[4] Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт –
Издат., 2002. с. 115
[5] Лучшие рефераты по культурологи/Сост. А. Коваленко. Серия «Банк
Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 с. 93
[6] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред.
Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 с. 509
[7] Алленов М. М., Евангулова О.
С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х-начала ХХ века М., 1989. с.36
[8] Фофанов В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе
// Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – № 1. с. 348.
[9] Гуревич П.С. Философия
культуры. М. Аспект прсс. !995. с. 115
[10] История народных промыслов. М., 1937 – с.56.
[11] Культура и искусство древней
Руси. Сборник. М., 1969 – с. 93.