Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева 'Собака'
Собака.
Нас двое в комнате:
собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо
мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в
глаза.
Она словно хочет
сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я
ее понимаю.
Я понимаю, что в это
мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет
никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же
трепетный огонек.
Смерть налетит,
махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет,
какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное
и не человек меняются взглядами…
Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих
пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Стилистический анализ стихотворения
в прозе И.С. Тургенева
«Собака»
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.
Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема
произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его
собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности
каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором
лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец».
В произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет
страшная, неистовая буря»), собака.
Данный текст является примером художественной
литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование
тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая
бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет
собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая»,
«без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь
живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет
«трепетный».
Интересны также стилистические средства, используемые
для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной
птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким
крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора).
В тексте также присутствуют
тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две
пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение
глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает
некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы
понять друг друга.
Выбор автором слов также служит основной идее
произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора
и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю
Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеи произведения используется
также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в
животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»
Другим примером экспрессивного
синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет
на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место
незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не
человек меняются взглядами…»
Синтаксис в данном произведении используется для
противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я
ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают
в себе особую экспрессию.
«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет!
Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак
используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство
экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в
каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего
произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается
впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при
помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей
человека.
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи
образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности
жизни перед смертью.
Стилистический Анализ
Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева
«Собака»
Константинова И.А.
Группа 208