Определение и виды понятия как первой формы мышления
Определение
и виды понятия как первой формы мышления
Понятие (имя) –
форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений
действительности в общих для них существенных признаках.
Существенные
признаки – наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак –
необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то
стороне его содержания.
Совокупность
существенных признаков называется содержанием понятия.
Совокупность
предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия.
Между содержанием
и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше
содержание и наоборот.
Переходы между
понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и
ограничения.
Понятия
подразделяются:
Данная
классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные
виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее:
Конкретные – в
понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов;
Абстрактные – в
понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные
от самого предмета;
Общие – понятия,
в которых мыслится более 1 предмета;
Единичные –
понятия, в которых мыслится 1 предмет;
Собирательные –
понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако
мыслится в качестве единого предмета;
Пустые – понятия,
в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки;
Сравнимые –
понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков,
имеются также и общие, а потому допускающие сравнение;
Несравнимые –
понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям;
Совместимые –
такие два понятия, в содержании которых нет признаков, исключающих возможность
полного или частичного совпадения объемов;
Несовместимые –
такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность
даже частичного совпадения объемов обоих понятий;
Равнозначащие –
такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные
признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи
объемы понятий совпадают, оказываются тождественными;
Подчиненные и
подчиняющие – отношения частного понятия к более общему и более общего к
частному;
Перекрещивающиеся
– понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие
принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие возможность
частичного совпадения объемов понятий;
Противоречащие –
два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу
признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только
отрицания этих признаков;
Противоположные –
два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только
отрицаются признаки другого, но и замещаются другими – несовместимыми с ним
признаками;
Соподчиненные –
несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими,
подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.
Помимо указанных
понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых
обобщаются предметы, на:
Относительные –
понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых
предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может;
Безотносительные
– понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим
предметам;
Положительные –
понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или
отношения;
Отрицательные –
понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или
отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете.
Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать
по другим, не упомянутым нами признакам.
Очень удобно
рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью
так называемых “кругов Эйлера”, точное название – диаграммы Эйлера.
Совместимые
Частично совместимые
Несовместимые
Равнозначащие
Подчиненные и
подчиняющие
В случаях, когда
подчиняющее и подчиненное понятия оба – понятия общие, то говорят, что
подчиняющее понятие есть род, а подчиненное – вид.
Родовое понятие,
будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании
меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием.
Перекрещивающиеся
Противоречащие
(контрадикторные)
Противоположные
Соподчиненные
(контрарные)
Признак – наличие
или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения
между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки:
простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные,
необходимые, случайные и т.д.
Во многих случаях, именно правильное уточнение того
или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения
понятия – дефиниции.
1.
Практическое
задание
1)
Дайте
полную логическую характеристику понятий
- Датский физик
Нильс Бор – единичное, конкретное, позитивное, несобирательное,
безотносительное.
- Древний философ
– общее, конкретное, несобирательное, позитивное, безотносительное.
- Антарктида –
единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.
2)
В каких
отношениях находятся следующие понятия, изобразите с помощью круговых схем
Эйлера.
- небесное тело и звезда – понятия
совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. звезда – частное понятие
подчиняется более общему понятию небесное тело.
- треугольник и сторона треугольника
понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. треугольник – общее
понятие фигуры, состоящей из сторон и углов, а сторона треугольника – частное
понятие подчиняется более общему.
- орган
государственного управления и министерство понятия совместимые, подчиненные и
подчиняющие, т.к. орган государственного управления – общее понятие, включающее
в себя более частное понятие министерство.
- дерево, дуб, клен понятия совместимые, подчиненные
и подчиняющие, т.к. дерево – общее понятие, включающее в себя более частные
понятие дуб и клен
3)
Совершите
ограничение и обобщение понятий
- предмет мебели,
ограничение: стул, обобщение: предмет.
- университет,
ограничение: Кембридж, обобщение: учебное заведение.
- Конституция,
ограничение: статья Конституции, обобщение: документ.
Желая узнать,
имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом
выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался
одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом.
Нарушен закон
достаточного основания, т.к. вес воздуха по сравнению с весом пузыря может быть
настолько мал и весы могут быть настолько не точны, что вес воздуха стремится к
нулю, но может быть не равен ему, поэтому не достаточно одного опыта с пузырем,
что делать выводы о весе воздуха.
5)
Найдите
предложения, которые выражают суждение. Раскройте структуру этих суждений.
- «Как можно
уважать человека, который добивается того, чего не имеет, а то, что имеет, не ценит?»
(Шекспир). Сложное суждение. Субъект – человек, предикаты – который добивается
и не ценит.
- «Хвала рукам,
которые пахнут хлебом». Простое суждение. Субъект – руки, которые пахнут
хлебом, предикат – хвала. Суждение – общеутвердительное, S есть Р.
- «Кто дежурный?»
6)
Определите
вид суждения
- В Украине есть
высокотехнологичные производства. Суждение существования.
- В жилищном
хозяйстве и комбинатах коммунальных предприятий заработная плата меньше, чем на
предприятиях коммунальной теплоэнергетики. Суждение с отношением.
7)
Определите
вид суждения по объединенной классификации и качеству.
- Все студенты
нашей группы обязаны сдавать зачет по логике. – А (общеутвердительное)
- Некоторые
преподаватели вузов не имеют ученой степени. – О (частноотрицательное)
- Наибольшим
должником за употребленные жилищно-коммунальные услуги является население. – I (частноутвердительное).
8)
Определите
вид и логическую форму сложного суждения.
- Кроме
гарантирования заработной платы, оплачиваемая работа задает жизни ритм,
наделяет его целью, а нас – ощущением значимости. Суждение общеутвердительное,
конъюнктивное.
- Вчера он
получил двойку не только по математике, но еще и по русскому. Суждение
общеутвердительное, конъюнктивное.
9)
Постройте
умозаключение путем превращения.
- Часть налогов,
которые получает государство, являются прямыми налогами. - Часть налогов,
которые получает государство, не являются косвенными налогами.
- Некоторые семьи
не являются полными. – Некоторые семьи являются неполными.
10)
Сделайте
вывод с помощью обращения.
- Большинство
предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются рентабельными. –
Большинство рентабельных предприятий относятся к мясоперерабатывающей
промышленности.
- Ни одно
животное не имеет эстетических чувств. – Ни одно эстетическое чувство не
присуще ни одному животному.
11)
Осуществите
умозаключение путем противопоставления предикату.
- Ни один из
банков не является кредитором. – Некоторые кредиторы – банки.
- Все правдивые
утверждения заслуживают внимания. – Невнимание незаслуженно по отношению к
правдивым утверждениям.
12)
Определите
вид индуктивного умозаключения. Найдите посылки и вывод, обоснуйте возможность
вывода.
Социологический
опрос в нашем университете обнаружил склонность его студентов к обучению по
индивидуальным графикам. Следовательно, студенты нашего университета не желают
учиться по негибкому расписанию занятий.
Посылка –
проведение социологического опроса, заключение – склонность студентов к
индивидуальному обучению. Вывод – нежелание студентов учиться по негибкому
расписанию.
Неполное
индуктивное умозаключение. Возможность вывода – так как многие студенты учатся
по индивидуальному графику, значит существующий график учебы не устраивает
студентов по каким-либо причинам и соответственно они не хотят учиться по
расписанию и переходят на индивидуальное обучение.
13)
Определите
какой метод исследования причинных связей применен в рассуждении.
В одной из
столовых города обедали четверо мужчин. При этом трое из них отравилось, а
четвертый, который сидел с ними за одним столом, остался здоровым. Стало
известно, что посетитель этой столовой А. – потреблял борщ, котлеты с гарниром
и компот, посетитель Б – котлеты с гарниром и компот, посетитель В – лишь
котлеты с гарниром, посетитель Г – борщ и компот. Следовательно, котлеты с
гарниром были причиной отравления.
Метод исключения
(элиминативный)
14)
Определите
по аналогии построены приведенные народные поговорки
- Большому
кораблю – глубокую воду. – Маленький корабль не требует большой глубины, так
как у него небольшое водоизмещение, соответственно большой корабль требует
глубоких водоемов, так как у него большое водоизмещение.
- Берегись быка
спереди, осла – сзади, а плута – со всех сторон. – Бык, осел и плут опасны
каждый по своему, у быка – рога, у осла – копыта, а плут опасен во всех
отношениях, так как хитрость и обман опаснее физических увечий. Поэтому
необходимо беречься всех: и быка, и осла, и особенно плута.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гетманова А.Д. Логика.М.,
1994.
2. Кириллов В.И., Старченко А.А.
Логика. М., 1987.
3. Свинцов В.И. Логика.М., 1998.