Наука и ее роль в современном обществе
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра: «Философии и
истории наук»
Контрольная работа №2
Вариант №4
Наука и ее роль в современном
обществе
Выполнил: Трофимова
Марина
Александровна
Шифр: 2005-БУ-6344
Проверил: Вострякова
Юлия
Викторовна
Самара 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.
Понятие науки
1. Изучение науки в
древние времена
2. Средневековая наука
3. Связь науки и философии
II. Современная
наука. Основные концепции
III. Роль
науки в современном обществе
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мне
кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя
философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на
достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии,
социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном
обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку
о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения,
касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно
выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и
разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на
котором она находится на сегодняшний день.
Что
такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова её роль в
современном обществе? Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало
становление и развитие современной науки, и было необходимой формой
осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках
которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы
стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той
ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация.
Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний
день современное общество вступает в информационную стадию развития.
Всем уже понятно, что информационную революцию уже не остановить. Наступает
глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные
магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По-моему,
таким образом и возникает современная наука.
I.
Понятие науки.
1.
Изучение науки в древние времена.
Основная
форма человеческого познания – наука в наши дни становится все более значимой и
существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой
нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское
видение мира предполагает достаточно определённые представления о том, что
такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что
она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем
найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком
мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный,
практический опыт массированного и даже драматического воздействия
научно-технических достижений на повседневное существование человека, который
приходится осмысливать сегодня.
На
сегодняшний день нет точного, однозначного определения науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих определений
выглядит следующим образом: наука – это форма духовной деятельности людей,
направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании,
имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов
на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Также широко
распространено и другое определение: наука – это и творческая деятельность по получению
нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную
систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Канке
В.А. в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс"
дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке,
систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь
хорошо проверенное и обоснованное.
Предпосылки
для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте,
Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и
переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются
мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно
выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих
великих ученых наука рассматривалась как
система знаний, особая форма общественного сознания.
Аристотель
(384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда
отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье
полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг
критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что
тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от
чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.
Усвоение
греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в
Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велик было влияние вавилонской науки
– математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь,
элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и
соседей на востоке.
Древняя Греция много уделяла времени и сил науки, научным
исследованиям, не удивительно, что именно появлялись всё новые и новые научные
достижения. Астрономические, математические, физические и
биологически понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные
приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое),
основываясь на наблюдениях, они первые предсказали астрономические и
метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были
для них не только основой практического действия и применения, но, прежде
всего, элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе материалистическое.
Чтобы
понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как познание
природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки,
использовать для достижения своей цели важные научные открытия.
2.Средневековая наука
Основными
науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их интересовали не
столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих
предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености
– на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение
превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих
положений.
Все
же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для
предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, -
смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим
варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение
средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в
соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные
технические успехи XIV и XV
веков.
Альберт
Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве источника
познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие
философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения
истинных знаний.
Линия
познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет
от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем это воздействие может
быть независимым от мышления или же подчинения эмпирического порядка.
3.Связь
науки и философии.
Наука
в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь
не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в
нашей стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется одновременно с
философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.
Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве
многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно
для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное
знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”,
разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический
фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного
метода в физико-математическом естествознании. Значительное
внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической
науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский,
предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей
научного метода и научной картины мира наших дней.
Высоко
оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский, однако,
проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая из этих
сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование
этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в научные
исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде,
приводило к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической
сказалась судьба многих выдающихся ученых, таких как: Н. И. Вавилова,
Н. К. Кольцова и других. Были репрессированы целые науки и направления
научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология
и др.). Некомпетентное вмешательство в науку не раз создавало препятствия
для свободного научного исследования. Нельзя забыть и попытки тех
или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концепции
с помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует
развитие практически всех наук определенной эпохи. Но все они не бросают
тень на самую идею связи науки и естествознания, сотрудничества
специалистов разных областей науки с философами. Догматические
искажения роли философии в познании, совершенных в эпоху так называемой
идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом совещании
по философским вопросам современного естествознания, состоявшемся
в 1958г. Совещание нанесло ощутимый удар по невежественным толкованиям
достижений современной науки, которые конструировались только на
цитатах из авторитетных в то время философских текстов, и серьезно
подорвало дутые репутации авторов таких толкований. Но потребовалась
еще многолетняя интенсивная и непростая работа, которую приходилось
вести в условиях весьма жесткого идеологического
давления, чтобы закончилась, так сказать, “холодная война” между философами
и специалистами в области естественных, общественных, технических
наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.
Несомненно,
чтобы повысить достижения в науки, нужно заняться таким важным философским
вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика ученых
представляет собой целостную систему определенных норм, принципов,
предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных
работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой
деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.
В
научно-исследовательской работе от ученого требуются преданность науке,
служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность,
честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень
важно соблюдать уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов,
порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму
мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в
научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность,
великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и
ответственности, профессиональная честь, авторитетность.
Нуждается
в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд
особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего
прошлого. Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения,
часто высказываемого учёными и философами капиталистических стран, согласно
которому один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире
кроется якобы в моральной неподготовленности человечества к современной
научно-технической революции.
Решающий
толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического
прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного
естествознания, а также этических проблем современной науки, социальной
ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами
японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических
предпосылок и изготовлении атомной бомбы.
Говоря
об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую
деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального
фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего
современный мир, а также социальные последствия современной науки.
II.
Современная наука. Основные концепции.
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв.
Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала
понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к
ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в
обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто
само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального
производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым,
воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.
Надо заметить, что все же существуют три основные
концепции науки: наука как знание, наука как
деятельность, наука как социальный институт. Современная
наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность
- её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий
фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их
совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение
современной науки.
Первая
концепция, наука как знание,
с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного
сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще
Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.
Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как
общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.
Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в
прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось
плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация
научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть
полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как
систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое
направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания)
довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная
природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более
глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной
роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой
концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого
общественного феномена.
Если мы рассмотрим науку как деятельность,
то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и
первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные
масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты
которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах
деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну,
довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После
многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК
находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании
божества.
Важной стороной превращения науки в непосредственную
производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для
практического использования научных знаний, появление таких отраслей
деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей
научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие
каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия
и для науки, и для практики.
Однако при историческом рассмотрении картина предстает
в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную
силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого
столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько
реальностью, которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате
чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а
прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной
деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука
стала пониматься и как социальный институт.
Наука
как социальный институт - это социальный способ
организации совместной деятельности ученых, которые являются особой
социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация
науки достигается посредством известных форм организации, конкретных
учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Цель
и назначение науки как социального института - производство и распространение
научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство
ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В
период становления науки как социального института вызревали материальные
предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат,
вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда
не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила
односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития
техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым
научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама
же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому
хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как
правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки
или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня,
в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо
обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы.
Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные
и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ
социального экономического развития. При составлении каждой такой программы,
определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и
организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как
носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также,
что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и
осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и
технических наук.
III.
Роль науки в современном обществе.
20
век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых
странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции.
Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ
производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое
распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие
технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло
благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых,
увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а
также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля
работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых
требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и
решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в
способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта
новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной
мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики,
первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность
научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения
и таких проблем как голод, болезни и т. д.
И
на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет
важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень
развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества,
а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,
цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень
важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем
современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую
проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну
из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение
природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно,
наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений,
которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами
учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и
параметров экологических опасностей.
Возрастающая
роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной
культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного
сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного
познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности
(искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта
проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую
практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой
предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.
Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР,
поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его
социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами
духовной и материальной культуры.
В качестве главных же критериев выделения функций науки
надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а
также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из
главных функций:
1) познавательная функция задана самой
сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и
человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и
закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление
прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
3) производственная,
технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство
нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи
говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу
общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к
производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию
науки;
4) культурная, образовательная функция
заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры,
заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи
и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс,
на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы
обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.
Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,
систему образования и средств массовой информации, просветительскую
деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным
феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно
важное место в сфере духовного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука и её роль
в современном обществе». Раскрывая тему, я показал, что наука была
актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И
несомненно, наука будет актуальна и в будущем.
Говорят,
что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не
родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта
каким-нибудь ученым.
Знаменитый
афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более,
если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого
информационного общества, где главным фактором общественного развития станет
производство и использование знания, научно-технической и другой информации.
Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни
общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально
анализирующих знание, познание и методы исследования.
Наука
есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку
принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную
деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем
и самого человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат»
1989г.
2.
Лекции по текущему предмету. 2004г.
3.
Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ
КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г.
4.
Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994г.
5.
Личные конспекты и записи.