Андрей Рублев
Факультет СГИ
Курс, группа____1к., гр.511
«Д»____________
Контрольная
работа
«Андрей
Рублёв»
По _______отечественной
истории._____________________________
Ф.И.О. студента Сахратова Дмитрия
Владимировича____________
Поступила на
ОЗО____________________________________________
Выдана на кафедру
___________________________________________
Проверена___________________________________________________
Возвращена на
ОЗО___________________________________________
Отметка о
зачёте_____________________________________________
Преподаватель_______________________________________________
Содержание:
Введение……………………………………………………………….3
1. Биографические
сведения………………………………………..4
2. Творчество
Андрея Рублёва
2.1. Образы и
стиль Андрея Рублёва……………………………..5
2.2. Памятники
его творчества……………………………………6
2.3. Андрей
Рублёв – создатель иконостаса………………………8
Вывод,
заключение………………………………………………….11
Список
литературы………………………………………………….13
Введение.
В конце 14 - начале 15 века древнерусская живопись, как иконопись, так
и стенопись, переживала свой расцвет. В последней четверти 14 века, когда
объединённая Русь дала решительный отпор Золотой Орде на Куликовом поле,
духовная жизнь получила новый мощный импульс. Некоторые исследователи даже
склонны идентифицировать этот период с эпохой Проторенессанса в Италии.
Действительно, новые черты в иконописи созвучны тому, что делал Джотто при
росписи капеллы в Падуе: прежде всего пространственное решение фона и
пристальный интерес художника к личности.
Всё, что было сделано западным искусством, может иметь неоспоримые
достоинства во всех других отношениях, кроме религиозного. «Наша иконопись, в
своём многовековом коснении, всеми своими недостатками искупила себе чистоту
строгого церковного стиля. Этого могла она достигнуть по пути только своей
собственной истории, которая предохранила её от той заманчивой
последовательности в развитии художественных сил…» [2, с.5]. Неоценим
исторический вклад в развитие русской иконописи таких художников как Феофан
Грек и Андрей Рублёв.
Имя Андрея Рублёва обросло легендами, а в 20 веке – научными гипотезами.
Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной
расчистки его иконы «Троица» в 1904 г., но в полной мере начиная с 1918 г.,
когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы
Звенигородского чина.
Цель данной
контрольной работы – выяснить, какой вклад Андрей Рублёв внёс в развитие
русской иконописи. Его значение для русской истории.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Обобщить полученные сведения в контрольной работе.
3. Сделать выводы.
1.Биографические сведения.
Первое упоминание о нём в 1405 году: по свидетельству летописи он
расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и
старцем Прохором с Городца. Андрей Рублёв назван «чернецом», то есть монахом, и
числится последним в перечне имён, то есть был младшим.
По позднему источнику – «Сказанию о святых иконописцах» (17век)
известно, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском,
ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392 год).
Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи ( по другой гипотезе –
в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 году, по свидетельству летописи,
расписывает вместе с Даниилом Чёрным древний Успенский собор во Владимире;
назван вторым после Даниила.
В 1420-х годах по свидетельству « Жития Сергия Радонежского» (редакция
Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» - источников 1430-50-х
годов – оба мастера расписывают церковь святой Троицы в Троицком монастыре,
построенную в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой
деревянной. После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей
Рублёв возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою
последнюю работу – роспись церкви Спаса (около 1426-27 года), законченную около
1428 года. Анрей Рублёв умер 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре.
Канонизирован в 1988 году, то есть пречислен к лику святых. Он был известен при
жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с
конца 15 века («Отвещание…» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся
обязательными образцами для подражания ( постановление Стоглавого собора 1551).
2. Творчество Андрея Рублёва.
2.1. Образы и
стиль Андрея Рублёва.
Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14
века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и
особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период
(Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим
важным истоком формирования искусства Андрея Рублёва является живопись
московской школы 14 века, с её проникновенной душевностью и особой мягкостью
стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 – нач.13 вв.
Образы Андрея Рублёва в целом адекватны образам византийского
искусства около 14 века и первой трети 15 века. Но отличаются от них большей
просветлённостью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического
благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским
искусством, зато предпочтение отдаётся скромности и простоте. Лица – русские, с
некрупными чертами, без подчёркнутой красивости, но всегда светлые,
благообразные.
(апостолы Пётр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).
Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы,
воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублёва
столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети 15 века. При этом
некоторые черты классической системы Андрей Рублёв как будто специально
приглушает: округлость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты
(например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему
объемы и поверхности кажутся преображенными. Как и в византийском искусстве,
всякая форма предстает у Андрея Рублёва перевоплощенной, одухотворенной
Божественными энергиями. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства
византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам
невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и
настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям
хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим и т.д.
Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 века Андрей Рублёв
видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих
мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью.
Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей
Рублёв сообщает черты, характерные для русского искусства конца 14 – начала 15
веков: линии становятся певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и
наклоны голов – мягкими, одеяния – воздушными, красочная гамма –светлой и
нежной. Во всем отблески гармонии Рая и одновременно расположенность к
человеку, доброта.
Истоки присущей Андрею Рублёву созерцательной глубины восприятия – в
духовной ситуации позднего 14 века, при Сергии Радонежском, и раннего 15 века,
при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма в
Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии,
пронизывающая творчество Андрея Рублёва, характерна для искусства всего
христианского мира первой половины 15 века – Византии (фрески Пантанассы в
Мистре – около 1428 года), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича, ок. 1413),
Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432).
2.2.
Памятники творчества Андрея Рублёва.
В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана,
философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Она
строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. В
христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного
наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.
«Спас» (икона, Москва, ГТГ):
Его Спас - не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий,
любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен, он один может
примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не
устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа
византийское искусство не знало. Звенигородский Спас – это идеал Богочеловека,
о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого в
искусстве удалось только русскому художнику Андрею Рублёву. Соединение двух
миров – духовного и материального – в творчестве Феофана доведено до трагедии,
а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты.
«Троица» (икона):
Несомненно, вершиной творчества Андрея Рублёва является «Троица». Он
написал ее в память Сергия Радонежского для церкви, посвященной, как и весь
монастырь, Троице. Рублев использовал хотя и достаточно древний, но редкий в
его время вариант изображения: в нем нет Авраама и Сары и бытовых подробностей
их гостеприимства. Остаются лишь три ангела за трапезой – сама Троица. В иконе
нет ни движения, ни действия, особая тишина ощущается в ней.
Изображая Троицу как нераздельное триединое божество, Андрей Рублёв
избрал очертания круга, символизирующего вечность. За левым ангелом изображен
дом как символ «Божественного домостроительства», так называли в старину
устроение вселенной. За средним – встает дерево как напоминание о деревянном
кресте, на котором был распят Иисус. За правым – виднеется гора, знак
возвышенного. Особая, таинственная природа ангелов гениально передана Рублевым,
создавшим необыкновенно нежные и вместе с тем величавые образы. Душевное
согласие, чувство любви передается с помощью плавных линейных ритмов, которые
подчёрктваются изысканной цветовой гаммой. Красочная палитра Рублева является
необычайно яркой: багрянец, чистая ляпис-лазурь, золото, нежная зелень – краски
сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы, в них голубизна
неба, зелень травы, золото солнца.
Икона была высоко оценена уже современниками художника, вызвала множество
повторений, и на ее основе сложился канон, ставший основным в древнерусском
искусстве при изображении Троицы.
Фрески Успенского собора во Владимире:
Он писал их вместе с Даниилом Черным. Основная часть сохранившихся
фресок с композицией Страшного суда находится под хорами в западной части
собора. Внешне фреска кажется вполне традиционной, но по тональности она
представляется совершенно новым явлением в мировой живописи. Древнерусские
художники, как и византийские, и западноевропейские, воплощали в Судном дне
идею возмездия за грехи человеческие. А рублевым он представлен как день
духовного согласия людей, объединенных чувством любви. Важнейшей особенностью
фресок являются русские типы лиц, в противоположность удлиненным византийским,
а также тяготением художника к массовым сценам.
2.3. Андрей Рублёв – создатель иконостаса.
Иконостас – чрезвычайно важная деталь внутреннего убранства храма. В
Византии, где церковное зодчество было исключительно каменным, а традиция
монументальной живописи никогда не пресекалась, проблема высокого иконостаса
никогда не возникала. На Руси, где зодчество было в основном деревянным, а
каменные храмы 14 века подолгу стояли без росписи, ограничений к увеличению
иконостасов вширь и в высоту не существовало, поскольку они закрывали собой
только голые стены.
Андрей Рублев и Феофан Грек увеличили размеры и число деисусных икон,
занявших весь архитрав алтарной преграды. В нем с молитвой к Богу обращались
не только Богородица и Иоанн Предтеча, но и архангелы Михаил и Гавриил, апостолы
Петр и Павел, великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Эти иконы
вкупе выражают идею заступничества святых за человечество перед Иисусом
Христом.
Но формирование иконостаса началось лишь с присоединением к Деисусу
праздничного ряда икон, отражающих земной путь Иисуса.
Эти три иконных ряда, слитые воедино, и составили иконостас. Именно
такие ряды стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15
века. Завершает иконостас праотеческий ряд.
2.4. Проблемы
атрибуции.
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублёва, сохранилось
крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона
«Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат
написания «Троицы», предлагаемых источниками, - 1411 и 1425-27 – более
вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками,
либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублёву, а его ученикам –
членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублёвым (иконостасы
Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).
Андрею Рублёву приписывают также следующие произведения, о которых нет
исторических свидетельств:
1.
некоторые
миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, начала 15 века;
2.
две иконы
из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Московского Кремля;
3.
Звенигородский
чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса,
состоявшего по меньшей мере из семи икон, начало 15 века;
4.
икона
Богоматери «умиление» из Успенского собора во Владимире, около 1408 г. (сейчас
находится в музее г.Владимира);
5.
три иконы
из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из
Праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире,
1408г.;
6.
фрагменты
фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с
изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и
явившегося ему ангела в монашеской схиме;
7.
фрагменты
фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском
монастыре около Звенигорода, 1415-20гг., с изображением преподобных отшельников
Антония Великого и Павла Фивейского;
8.
несколько
икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного
ряда («Крещение»), ок.1428г.;
9.
маленькая
иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея).
Из всего перечня, несомненно, принадлежащими Андрею Рублёву можно
считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону
«Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также – с известной долей допустимости
– фрески в Успенском соборе на Городке.
Вывод, заключение.
В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция, лишенная
мрачной безысходности и трагизма, она строится на добре и красоте, гармонии
духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это
душевное согласие, чувство любви. Рублев был гениальным колористом. Краски его
предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием,
цветовая гамма изыскана и неповторима.
Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга
вплоть до Дионисия. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в
отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, и певучая
плавность линий, без ярко выраженного драматического оттенка. Все эти качества
прослеживаются и в работах Андрея Рублева. Итак, им были заложены основы
московской школы живописи.
Таким образом, творчество Андрея Рублёва определило в 15 веке расцвет
национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Общевизантийские
черты стиля раннего 15 века Андрей Рублёв видоизменяет, ибо идеальные
классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не
являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам,
свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублёв сообщает черты,
характерные для русского искусства конца 14 – начала 15 веков: линии становятся
певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и наклоны голов – мягкими,
одеяния – воздушными, красочная гамма –светлой и нежной. Он также стал создателем
иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных
преградах во всех русских храмах с 15 века.
Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное
влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной
истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство,
отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева. Имя Андрея
Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как
великого художника.
Список литературы:
2.
Бореев Ю.
Эстетика. В 2-х томах, Русич, Смоленск,1997.
3.
Буслаев
Ф. Общие понятия о русской иконописи. М., Искусство, 1984.
4.
Гнедич
П.П. Всемирная история искусств. М., Знание, 1996.
5.
Емохонова
Л.Г. Мировая художественная культура.М., Академия,2000.
6.
История/
Амбаров В.Н., Андреев П., и др. – 2-е изд. –М., Дрофа, 1999.
7.
Любимов
Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Знание,1996.
8.
Трещеткина
И.Г. История. С-Пб, Виктория, 2005.
9.
Филатов
В.В. Краткий иконописный словарь. М., Искуксство,1996.