Биология 11 класс
Биология
курс за 11 класс
Урок 1.
Тема: “Биосфера -
оболочка жизни. Биомасса.”
Схема 1
Живая природа -
многоуровневая система: молекулярный - клеточный - организменный -
популяционно-видовой - биогеоцинозный - биосферный.
Взаимосвязанность разных
сообществ обмен между ними веществами и энергией позволяет рассматривать все
живые организмы земли и среду их обитания как одну очень протяженную эк.
систему - биосферу.
Совокупность всех живых
организмов - биосистема планеты.
Схема 2
Биосфера - все части
земных оболочек мето, гидро и атмо сферы, кот. на протяжении геолог. истории
подвергались влиянию живых организмов и несут следы их жизнедеятельности. Кроме
живого вещ-ва биомассы в составе биосферы есть косное неживое в-во, а так же
биокостные в-ва построенные из живого и костного.
Биосфера - открытая
система.
Важнейшая черта биосферы
- биотический круговорот вещ-ва (биогенная мигратция атомов).
Границы биосферы:
1. Савокупность всех
живых организмов планеты - живое в-во биосферы. Основная масса жиз. орган. на
границе 3 геологических оболочек: газообр (атм), жид (гид), тверд (лит). К
нежевым относится та часть биосферы связ. с негр. ве-в и эн. с жив. ве-ом.
Биосфера - часть геол.
оболочки земли, засел. жив-м организмом.
2. Так как биосфера
получает энергию извне от солнца, ее называют открытой системой.
3. По мере увеличения
биомассы зел. растений изменяется газ. состав атмосферы. - геол. обол. Земли.
Кислород исп-т организм для проц. дыхания, в рез-те чего в атомосферу вновь
поступает углекислый газ. Увелич-е конц. кислорода в атмосфере план. повлияло
на скор. и интенс. окисл-е - вост. реакции в литосфере .
Границы жизни на план.
явл. границами биосферы.
Функции живого ве-ва:
Газовая - получает и
выделяет газ.
Океслительно-восстан-я -
окисл-е углер. до углер. газа и вост. его до углер.
Концентратционную -
орган - концентр. Накопление в орган. азота, фосфора, кремния, кальция.
Урок№2.
Тема:
“Круговорот вещ-в и превращение энергии в биосфере”
В
состав жив. ве-ва входит 14 осн. элементов:
O,H
-> 10% ; C,N,Ca - 1-10% ; P,Si,K,S, - 0.1-1% ; Mg,Fe,Na,Cl,AL, - 0.01-0.1%
; -->
Вывод:
1.
Биомасса на 90% построена из О и Н -> организмы - водное образование.
2.
14 хим. элементов составляют 99.9% массу живого ве-ва, эти же эл. 98,9% массу
всей жив. коры.
Вывод:
Жизнь
построена из тех же живых эл. кот. сод. в жив. коре, но не в тех пропорциях.
Биосфера
- открытая система. Забор эн. от солнца превращение ее в эн. связей хим. соед.
и биогенная мигратция атомов.
Схема
№3
Живое
вещ-во (по типу питания)
Продуценты
Консументы Редуценты
Автотрофы
Гетеротрофы
Фототрофы
Хемотрофы
аэробы
анаэробы
Вся
земная кора включая атмосферу и природные воды охвачена мигратцией мигратцией
хим. элементов.
Мигратция:
Химическая, физическая, биогенная.
Церкуляционное
движение хим. эл. от одного компонента биосф. к др. с воз. к исход. точке
назыв. циклом или круговоротом
Движение
в цыклах не всегда равномерны
Запасы:
Гумусовые
почвы: торф, угол и тп. Наиболее важные цыклы и круговороты является вода,
кислород, азот, фосфор, сера элементов-белков.
Урок
№3
Тема
“ Биогеохимические процессы в биосфере”.
4
биокостных тела: атмосфера, природн. почвы, природн. воды, осадочн. породы.
Состав этих биокостных тел отнас. постоянен.
1.
Атмосфера - О2 - 21%; N2 - 78%; co2 - 0.03%; сенгридиент - 1%.
Схема
№4.
Фотосинтез
СО2 окисл неорг соед
Орган.
соед. О2 дыхание жив. и раст.
Окисление
При размножении окисл. орг. соед. при разл. орг.
и
окислении
Схема №5.
N2 -> почва (NH4,
NO3, No2) -> cинтез белка в организм. -> поле отмир. орг-в под действ
микр-в.
Почва - тела пост. из
жив. и костного ве-ва гумус.
Урок №4.
Тема : ”Влияние действия
человека на биосферу”
Вулканы извергают за год
0.5 куб ве-ва, реки ежегодно выносят в океан 15 кв-х км ве-ва.
Атмосфера.
1 тонна сожженного угля
потребляет 3 т. кислорода. Атмосфера обогощается СО2, свинец, СH2N+2, CO.
Вырубка лесов приводит к
понижению уровня грунтовых вод, заболачиванию. Уменьшаются общие запасы пресной
воды.
Загрязнение природных
вод, загрязнение инсектецидами.
Урок №5.
Тема : “Охрана биосферы
- неосфера”.
Технический прогресс не
может быть остановлен. Вмешательство человека в природу будет увеличиваться. По
этому охрана природы требует разработки специальных средств:
1. Химико -
технологические ср-ва:
- Отчистка точных вод
- Отчистка газовых
отходов промышленности
- Переход предприятий на
циркуляционную систему водоснабжения.
- Повторное
использование отходов
Прекращение загрязнения
атмосферы и природных вод.
2. Биотехнические:
- Отчиска вод с помощью
прудов отстойников.
- Заселение пром.
отвалов растениями способными жить и размножаться на твердой почве
- Широкое внедрение
биол. борьбы в сельском хоз-ве.
Форма охраны биосферы:
1. Биосферные
заповедники.
2. Заповедники
3. Заказники
4. Памятники природы
5. Красная книга
6. Зоопарки
7. Ботанические сады.
Ноосфера.
Ноосфера - биосфера
преобразованная трудами человека и измененная научной мыслью. Биосфера со
временем переходит в ноосферу.
Позновая законы природы
и развивая технику, человечество должно придать ей черты новой, более высокой
организованности. При этом человечество стан. мощной силой, сравнимой по
воздействию с геологической силой.
Урок №?.
Тема “ Клеточная теория”
Клетка - элемент,
единица живой системы, обладает всеми св-ми живой сист-ы:
- Обмен ве-в
- Рост
- Развитие
- Размножение
- Раздрожимость
- Движение
- Передача по наследству
своих признаков
- Смерть
- Питание
- Дыхание
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
I Зарождение
1665 Роберт Гук Рассматривая срез пробки обнаружил
понятия о с-ки.Для
обозначения их в первые при-
клеточн
теор менил название “клетка”
1680 Анатолий Ван Открыл одноклеточные организмы
Ливенгук (увеличил 270 раз).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II Возникновен-
1838- Матиас Ший- Обобщили значение о клетке и показали,
ие клеточной
1839 ден. что клетки составляют основную ед.
теории. Шван. строения всех живых
организмов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III Развитие кле-
1858 Рудольф Вир- Сформировал положение о том, что
точной
теории хов. каждая новая клетка происходит
от
Карл Берг такой же путем деления.
Сформулировал положение что клет-
ка не только строения но и развития
живых организмов
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV Современная
Клетка является осн структ. и функци-
клеточная он. ед. наз. Все организмы
состоят из
теория клеток, жизн. орган
обусл. взаимн. сост.
его клеток.
Клетки все орган-в сходны по св-у, хим
составу, строению и функциям.
Все нов. клетки образ. при дальн. исх-х.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вывод:
Клеточная теория лежит в
основе предст. о ед-е всего живого, общ. его происход. и эвол. общего развития.
Цитология - наука о
клетке:
1) Происхождение и
состав клетки
2) Функции внутренних
структур
3) Функции клеток в
живых организмах
4) Размножение и
развитие клеток
5) Приспособл. клеток к
условиям окр-й Среды
Методы изучения
цитологии.
1) Световой микроскоп
2) Електр. микроскоп
3) Окрашивание
5) Микротоны
6) Меченые атомы
7) Регето-структурный
анализ.
Урок №8.
Тема “Хим состав клетки
неорган. в-ва.
Схема №6.
Химический состав клетки
Неорганич
в-ва Органич В-ва
1.Н2О-до95%
1.Белки -10-20%
2
Соли 2.Углеводы
3
Микроэл-ы 3.Лепиды
4.Нуклеиновая к-та
Роль воды:
1) Это универсальный
растворитель
2) Гидрофебность,
Гидрофобность
3) Сообщает тургор
клетки
4) Вода явл. в-ом для
реализатции (в старых и молодых клетках состав воды разный)
5) Теплоемкость -
поддержание пост. темп. клетки.
6) Теплопров-ть
7) Фотосинтез
Расщипление сахара
дрожжами в тяжелой воде идет в 9раз медленее.
Белки:
1. Роль белка
2. Хим. состав
3. Структура белка
1. “Жизнь - есть особая
форма сущ-я белковых тел, сущ-т мал. явл. обмена ве-в”
- Роль белка - жизнь
- Структура клетки
- Енергетич. роль
- Ферментативная роль
- Транспортная роль
- Сообщает индивидуально
каждому организму
- Движение: Белки
образуют мышцы
- Буферное св-во: пост.
низкоклет. Среды.
2. Белки - это полимеры
1. R
радикал
Мономер 2. NH2
аминогруппа
3. -С=О
Функциональная группа клеток
-OH
NH2
R- C - C=O
I - OH
H
20 различных
альфааминокислот образуют белки
Белок=протеин=полипептид
3. Структура белка
а) Опред последоват.
аминокислот в мол. белка.
---I---I---I---I---I---I
б) Образуются водородные
связи Н-Н
оооооооооооооооооо
3. Третичная структура
Рисунок
4. Четвертичная
структура
Рисунок
Урок№.
Тема ”Св-ва белка”.
1) Денатуратция белка
-> обратимая и необратимая
Необратимая денатуратция
- это когда первичная структура портится
2) Ферментативная роль
белка
2H2O2 -> 2H2O+O2I
Фермент:
- Каталаза
- Пероксидаза
В любо. клетке есть
фермент - каталаза
Урок№10
Тема ”Биополимеры,
Углеводы, Лепиды.
1. Органич в-ва - хим.
соединения в состав кот. входят атомы “С”
Биополимеры - это
органич в-ва, входящие в состав клет. жив. орган-в
Примеры: белки. нуклеин.
кислоты, полисахариды
Свойства биополимеров
зависит от:
- От числа и
разнообразия мономер. звеньев.
Полимер в молекуле
которого гркуппа мономер. периодич повторяется называется регулярным.
2. Углеводы - орган.
соедин. сост. из углерода, водорода и кислорода.
Тысячи остатков молекул
одинаковых сахаров, соединяясь обратно биополимеры
Полисахариды (у растений
крахмал, у животных гемоглобин)
Биополимеры сахариды -
это вещ-ва в кот-х запасается используемая клетками энергия растений и живых
организмов.
3. Все липиды неполярны:
растворяются в хлорофиле, эфире, но не в воде. Некоторые лепиды явл. гормонами
и принимают участие в физиологических функциях орг-ма.
Урок№11.
Тема: ”Липиды, Липойды.
Углеводы. Предпосылки развития учения Ч. Дарвина”.
1. Улеводы:
- Моносахариды
- Дисахариды
- Полисахариды
Роль углеводов:
- Строительная
- Энергетическая
- Запас питательных
вещ-в
- Защитная
C6H12O3 - глюкоза
(C6H10O5)n - крахмалл
2. Жиры (липиды)
H2C - OH
HC - OH R1 - C =O
H2C - OH
-OH
Роль жиров:
- Энергетическая
- Запас питательных в-в.
- Строительная
- Защитная
- Теплопроводность
- Эластичность кожи
Дарвинизм
Эволютция - это процесс
исторического развития мира. Суть: непрерывное изменение и приспособление жив.
к изменяющ. условия Среды и услож. организатции жив. существ. Основное
развитие от простого к сложному.
Карл Аинней - швед
натуралист, врач(1707 - 78)
+ На основе сходства по
1-2 колеб. замет. признаки и-цирования орган. на виды, роды, классы. Поместил в
доин отряд человека и человекообразных обезьян, ввел двойное название,
усовершенствовал биотехнический язык.
- Разделил представления
о природе , каждый вид считал результатом отдельной творч.
Жан Батист Ламарк (1744
- 1829)
---
---
Урок №12.
Тема: “Предпосылки
возникновения учения Дарвина. Учение Дарвина”.
Предпосылки
возникновения учения:
- Общественно эк.( в
связи с капитализмом)
- Успехи ест. наук.
1. Отрытие яйцеклетки
2. Клеточное строения
растений и животных
3. Полеанталогия (наука
о ископ)
4. Элбриология (наука о
зародышах)
5. Сравнительная
морфология.
6. Биогеография.
Все это послужило
основой для открытия фактора эвол. процесса.
Современная теория
эволютции впитала в себя положение эколог. генетики молек. биологии, но
упирается на Д. консепцию.
Схема №7.
Наследственная
изменчивость -> расхождение признаков -> борьба за существование ->
естественный отбор.
Основные принцыпы
эволютции учения Дарвина.
1. Каждый вид способен к
неогран. размножению
2. Огранич. жизненных
ресурсов препядств. реализатц. потенц. возм-й безпред. размножения. Большая
часть особей гибнет в борьбе за выживание и не оставляет потомства.
3.Гибель или успех в
борьбе за существование носит изберат хар-р. Организмы одного вида отличаются
от другого совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и
оставляют потомство те особи, кот. имеют наиболее удачное для данных условий
сочетание признаков, т.е. лучше приспособлены.
4. Под действием ест-ого
отбора, происход. в разных условиях, группа особей одного вида из поколения в
поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей
приобр. на столько су.. отличия, что превращ-ся в новые виды.(принцып происх признаков).
Урок №13.
Тема “Док-во эволютции”
1. Основные черты сх-ва
живых организмов
а) Механ-м само. насл-ой
информатции
б) Принцып генет.
кон-ния
в) Клеточная теория
(клетки все едины по уровню)
г) Большинство
организмов эокариоты. Строение ядра едино.
д) Белки состоят из 20
альфааминокислот органич и технич.
е) Атонар-ы сост-т
близко друг к другу и раст. и жав. = 50-60% углерода в клетках.
В неживой природе в
земн. коре 0.35%
ж) Деление всех кислот.
з)Обр-е кол-х ки-ок у
живых и раст - мейоз.
Вывод : Единство
происхожд жив и раст-й
2. Эмбриотические
Урок №14
Особь -> популятция
-> вид.
Популятция -
относительно изолированная группа особей одного вида
Каждая популятция имеет
свою собств. эвол-ю судьбу
Популятция наименьшее
подразделение вида и явл. элементарной еден-й эволютции.
Вид
Популютция 1 Отлич. усл. среды предполож. в ходе ест. отбора накоп-
Популятция ...4 пление опр. аллей.
Вид -
Кретерии вида:
- Морфологический (внеш.
признаки)
- Генетический
- Экологогеографический
- Физиологобиохимический