Об учете в целях налогообложения прибыли
Об учете в целях налогообложения прибыли
Г.В. Пирогова
Права
ли организация, считающая, что в целях налогового учета подтверждающим вывоз
товаров документом является полная таможенная декларация, поскольку фактическое
количество вывезенного товара и суммы внесенных платежей отражаются только в
ней?
Подтверждение
фактического количества вывезенного товара и суммы внесенных платежей
Согласно
п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) институты, понятия
и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено НК РФ.
В
силу подпункта 2 п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ)
при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации обязанность по
уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной
декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз
товара с таможенной территории Российской Федерации.
В
соответствии с п. 1 ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской
Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены
точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с
обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное
декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Руководствуясь
положениями п. 2 ст. 138 ТК РФ, после убытия российских товаров с таможенной
территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим
образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные
в определенный период времени.
Согласно
п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с
подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма
подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате
уточнения сведений, указанных в п. 4 ст. 138 ТК РФ, доплата суммы вывозных
таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим
образом заполненной таможенной декларации. Возврат излишне уплаченных или
излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в
соответствии со ст. 355 ТК РФ.
Согласно
подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов,
начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за
исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
В
соответствии с подпунктом 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в
виде таможенных платежей признается дата их начисления.
Таким
образом, суммы таможенных пошлин, начисленные согласно ст. 319 ТК РФ и
отраженные во временной таможенной декларации, учитываются в составе прочих
расходов при налогообложении прибыли на дату составления временной таможенной
декларации.
Учет
расходов на выплату материальной помощи к отпуску
Согласно
п. 3 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются начисления
стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и
условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в
ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение
зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда,
за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в
соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением расходов
организации, определенных п. 21-29 ст. 270 НК РФ.
В
соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на
прибыль не учитываются расходы организации в виде расходов на любые виды
вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо
вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
В
то же время согласно п. 23 ст. 270 НК РФ налоговую базу не уменьшают расходы в
виде сумм материальной помощи работникам [в том числе для первоначального
взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное
погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство
жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий,
обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности].
Таким
образом, расходы организации на выплату материальной помощи работникам к
отпуску независимо от того, предусмотрена ли ее выплата условиями трудовых
договоров (контрактов) и (или) коллективных договоров, не учитываются для целей
налогообложения прибыли.
Если
налоговым органом в ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о том,
что выплачиваемая материальная помощь непосредственно связана с выполнением
работниками трудовых функций и соответствует понятию оплаты труда, данному в
ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, то взаимоотношения работника и
работодателя в рамках трудового договора должны переквалифицироваться налоговым
органом, а материальная помощь должна быть признана составной частью оплаты
труда, подлежащей учету в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу
по налогу на прибыль. Аналогичная ситуация рассмотрена в п. 3 информационного письма
Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106.
Налогообложение
доходов от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном
реестре судов
В
соответствии с подпунктом 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы
по налогу на прибыль не учитываются доходы судовладельцев, полученные от
эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре
судов.
Для
целей главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском
международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением
вышеуказанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт
назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также
сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Таким
образом, для целей налогообложения в порядке главы 25 НК РФ под судовладельцем
понимается физическое или юридическое лицо, владеющее судном, которое
зарегистрировано в Российском международном реестре судов, и лично
эксплуатирующее такое судно для целей, предусмотренных подпунктом 33 п. 1 ст.
251 настоящего Кодекса, либо сдавшее его в аренду для вышеуказанных целей.
В
соответствии с п. 63 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых
портах, утвержденных приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87, регистрация
судна в Российском международном реестре судов производится на основании
заявления собственника или российского фрахтователя при фрахтовании судна,
зарегистрированного в реестре судов иностранного государства и предоставленного
в пользование и владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна
без экипажа (бербоут-чартеру).
Учитывая
вышеизложенное, не подлежат обложению налогом на прибыль доходы, полученные от
эксплуатации судна для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных
связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при условии, что пункт
отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также от сдачи такого судна в аренду для оказания таких
услуг:
-
собственником судна, зарегистрировавшим это судно в Российском международном
реестре судов;
-
владельцем судна по договору бербоут-чартера, зарегистрировавшим это судно в
Российском международном реестре судов;
-
владельцем судна по договору фрахтования, которое уже зарегистрировано в
Российском международном реестре судов.
Доходы
судовладельцев, полученные от эксплуатации судов (зарегистрированных в
Российском международном реестре судов) на территории Российской Федерации,
учитываются для целей налогообложения в общеустановленном порядке.
Согласно
ст. 274 НК РФ в обязанности налогоплательщика входит ведение раздельного учета
доходов и расходов, если он осуществляет деятельность, доходы и расходы по
которой не учитываются при исчислении прибыли.
При
этом в соответствии с абзацем четвертым п. 1 ст. 272 НК РФ расходы
налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по
конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле
соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Учет
сумм НДС по неподтвержденному экспорту
Организация
реализовала продукцию на экспорт. В соответствии со ст. 164, 165 НК РФ она
представляла документы об обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС.
По экспортным сделкам, по которым не удалось собрать пакет необходимых
документов за 180 дней, организация самостоятельно начисляла НДС по налоговой
ставке 18 % и уплачивала его в бюджет за счет собственных средств.
В
налоговом учете эта сумма налога списывалась в резерв по сомнительным долгам.
При проверке налоговый орган исключил суммы НДС по неподтвержденному экспорту,
списанные в уменьшение налогооблагаемой базы, из расходов, уменьшающих налогооблагаемую
базу по прибыли. Прав ли был налоговый орган?
Согласно
подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0
% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии
представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
В
соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ вышеуказанные документы представляются в срок
не позднее 180 дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим
экспорта.
Если
по истечении 180 дней считая с даты выпуска товаров таможенными органами в
таможенном режиме экспорта налогоплательщик не представил документы (их копии),
предусмотренные ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения
налоговой ставки 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме
экспорта, то операция по реализации таких товаров подлежит налогообложению по
ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ.
Если
налогоплательщик представляет впоследствии в налоговые органы документы (их
копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 %, уплаченные суммы НДС
подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных
ст. 176 НК РФ.
Вышеуказанные
нормы НК РФ устанавливают не только право налогоплательщика на применение
налоговой ставки НДС в размере 0 % при условии документального подтверждения,
но и обязанность по ее применению при реализации товаров, вывезенных в
таможенном режиме экспорта.
Для
целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы
должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая,
что налогоплательщик был обязан применить налоговую ставку НДС в размере 0 %
при условии представления соответствующих документов, но он не исполнил
законодательно установленную обязанность, суммы НДС, уплаченные в этом случае
российским налогоплательщиком, не могут уменьшать налогооблагаемую базу по
прибыли, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.
Согласно
п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед
налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки,
установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской
гарантией.
Иными
словами, сомнительным долгом может признаваться задолженность, возникающая
только на основании договоров, в которых предусмотрен срок ее погашения. По
иным основаниям, в том числе исходя из рассматриваемой ситуации, возникающая
задолженность в целях главы 25 НК РФ сомнительной не признается.
Порядок
представления отчета о суммах выплаченных иностранной организации доходов
Подразделения
банка, выплачивая иностранным лицам доход (по процентам, дивидендам и по иным
доходам от деятельности иностранной организации, не приводящей к образованию
постоянного представительства на территории Российской Федерации), удерживают налог
на прибыль. Учитывая сложности с определением места выплаты дохода иностранной
организации, может ли расчет (информация о суммах выплаченных доходов
иностранным организациям и об удержанных с этих доходов налогов) представляться
по месту постановки на налоговый учет головного банка?
В
соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою
деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются
плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Иностранные
организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство,
согласно п. 8 ст. 307 НК РФ самостоятельно представляют по итогам налогового
(отчетного) периода налоговую декларацию, а также годовой отчет о деятельности
в Российской Федерации.
Что
касается представления налогового расчета налоговым агентом по доходам,
полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации,
читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
Пунктом
1 ст. 309 НК РФ определены виды доходов иностранной организации (если получение
таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью такой иностранной
организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые
относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской
Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты
доходов.
Налог
с доходов, полученных иностранной организацией, не осуществляющей деятельность
через постоянное представительство, от источников в Российской Федерации, в
соответствии со ст. 310 НК РФ исчисляется и удерживается российской
организацией (налоговым агентом), выплачивающей доход иностранной организации,
при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 настоящего Кодекса, в
валюте выплаты дохода.
В
соответствии с п. 4 ст. 310 НК РФ налоговые агенты по итогам отчетного
(налогового) периода в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, обязаны представлять
в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных
иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Таким
образом, налоговый расчет должен представляться в налоговый орган по месту
постановки на учет налогового агента, который произвел удержание и перечисление
налога в бюджет с доходов, выплаченных иностранной организации.
Если
удержание налога с выплаченного иностранной организации дохода производится и
перечисляется в бюджет головной организацией, то налоговый расчет подается в
налоговый орган, в котором головная организация стоит на налоговом учете.
Если
удержание налога с выплаченного иностранной организации дохода производится и
перечисляется в бюджет российской организацией по месту нахождения ее
обособленного подразделения, налоговый расчет (информация) представляется в
налоговый орган по месту постановки на налоговый учет организации по месту
нахождения данного подразделения.
В
то же время обращаем внимание читателей журнала на то, что п. 4 ст. 310 НК РФ
не предусмотрена обязанность обособленного подразделения, выступающего в роли
налогового агента, представлять информацию о суммах выплаченных доходов и
удержании налогов по месту своего нахождения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://klerk.ru/