Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний
Критерии научного познания. Отличие науки от
вненаучных форм знаний
Н
отпочковалась от обыденного знания в древности. В течение вр происходил процесс
накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Индии, стали
появляться 1 признаки становления н-го знания - возникли медицина, астрология
(обл до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много
эмпирических данных), мат-а. В др Греции и Риме наукой занималось больше людей,
возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако
древ Н не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к
некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Наука – это форма
духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе,
обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и
открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их
взаимосвязи.
Познание
— обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и
развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и
воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом
которого является новое знание о мире.
Как
своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и
социальный институт наука возникла в новое время в XVII веке. Особенности н
познания являются:
1-основная
задача н познания – обнаружение объективных законов действительности и законов
самого познания и мышления; 2-цель и высшая ценность н познания – объективная
истина; 3-ориентация на практику; 4-н познание – есть сложный процесс
воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и
законов; 5-использование научного оборудования; 6-строгая доказательность н
знания;
Наука
проходит в своём развитии ряд этапов:
доклассический
этап или этап преднауки, характеризуется зарождением элементов науки в рамках философии,
наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от
философии и проходит в своём развитии 3 этапа: 1-классический (XVII-XIX вв.); 2-неклассический
(пер.пол. ХХ в.); 3-постклассический (вт. пол. ХХ в.);
(1),
исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом исследовании
исключить (элиминировать) всё, что относится к субъекту средством, приёмом и
операциями его деятельности;
(2)
связана с разработкой релятивистской (ТВ) и квантовой теории и отвергает
объективизм (1); она осмысливает связи между знаниями объекта и характером
средств и операций деятельности субъекта;
(3)
её существенный признак – учёт субъективного фактора в познании; она учитывает
связь получаемых знаний не только с особенностью средств и операций
деятельности субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами; характерная
черта этого этапа – глобальный или универсальный эволюционизм, распространяющий
развитие на все сферы бытия и устанавливающий универсальную связь между
неживой, живой и социальной материей; на утверждение этого принципа повлияли
три теории:
-
теория нестационарной вселенной, теория экологической эволюции, - теория
биосферы и ноосферы.
Структура
научного познания включает в себя:
1-факты,
2-понятия и абстракции, как результаты теоретического обобщения фактов,
3-проблемы и гипотезы, 4-законы, принципы и теории, 5-философские установки,
6-социокультурные основания, 7- методы, идеалы и нормы научного знания, как
совокупность определённых ценностных или методологических установок,
свойственных науке, 8-стиль мышления.
Научное:
предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной
науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное
отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не
терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда,
когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании
действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении
фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за
единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс
научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании
реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов
и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и
т.п. (Одной из форм вненаучного знания является обыденное знание).
В
процессе повседневной практической деятельности у людей формировались какие-то
знания о свойствах вещей и явлений окружающего мира. Это были
обыденно-практические знания. Но при этом существует определенная общность
между научными и обыденными знаниями: и те, и другие ориентируют человека в
мире, являются основной практической деятельности.
Большую
часть в обыденном сознании играет так называемый «здравый смысл». Особ-ти:
Обыденное
знание носит фрагментальный, не систематизированный характер.
Обыденное
суждение и умозаключение представляет собой изолированные обобщения результатов
каких-то случайных наблюдений. Поэтому обыденные знания в силу их разрозненного
характера не могут быть объеденены в какую-то целостную теоретическую систему.
Поскольку
получение таких знаний ограничено рамками обыденно-практического опыта, то они
в принцепе не могут использовать ни научно-экспериментальных, ни теоретических
методов исследования.
Для
обыкновенного знания нет надежных способов их проверки и обоснования
Обыденно-практическое
знание, Личностное знание, Религиозное знание, Паранаучное, Народная наука.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru