Конфуцианство (жуцзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования
Конфуцианство (жуцзя): этика ритуальной
благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования
А.А. Гусейнов
Древнейшая
философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом, главных
этико-религиозных учений-цзяо Дальнего Востока "школа
ученых-интеллектуалов" (жу [цзя/ цзяо]) возникла в Китае на рубеже VI-V
вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание
на имя его создателя - Конфуция (552/1-479), что соответствует исходной
установке последнего - "передавать, а не создавать; верить древности и
любить ее" ("Лунь юй" - "Рассудительные речи" VII, 1);
Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто
идентифицировал с мудростью "святых-совершенномудрых" (шэн1)
правителей полумифической древности, выраженной главным образом в
историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и
авторитетнейшие из которых - восходящие к концу 2-го - первой половине 1-го
тыс. до н.э. каноны Шу цзин ("Канон писаний") и Ши цзин ("Канон
стихов") Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический
прецедент нормативность и сообразующуюся с канонами беллетризированность
фундаментальными характеристиками всего конфуцианства.
Хранителями
древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI-III вв. до н.э.) были
отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в
"знаково-культурной" (вэнь) деятельности, т.е. хранении и
воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом
астрономо-астрологических (семантика "знаков-культуры" - вэнь
охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они
концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция
Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки
государства Шан-Инь, покоренного в XII-XI вв. до н.э. племенным союзом Чжоу,
находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их
социальное падение отразилось в этимологическом значении термина "жу"
- "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их
культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства,
в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти
бездействующего ("обращенного ликом на юг") правителя реальная власть
принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и
чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной
социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственной
властью во всех ее гражданских (но не военных) аспектах - от административного
до идеологического.
Этому
стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и
божественной ("небесной") власти в семейно-родственных категориях;
"государство - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно
"отец и мать народа". Государство отождествлялось с обществом,
социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной
структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки
зрения конфуцианства отец считался "Небом" в той же мере, в какой
Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо) в специально
посвященном ей каноническом трактате Сяо цзин ("Канон сыновней
почтительности") была возведена В ранг "корня благодати/добродетели
(дэ1)".
Развиваясь
в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство
сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и
благоприобретаемых качеств, его положения в мире и обществе, способностей к
знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о
сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное,
божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с
ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение
конфуцианством социальных функций религии.
Вместе
с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическую
проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и
общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия
"внутренних" импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых
понятием "гуманности" (жэнь2), и "внешних" социализирующих
факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной
"благопристойности" (ли2). Нормативный тип человека, по Конфуцию, -
"благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное
"предопределение" (мин1) и "гуманный", сочетающий в себе
идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальный статус.
Соблюдение
этико-ритуальной нормы ли" Конфуций сделал также высшим
гносеопраксиологическим принципом: "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни
говорить несоответствующее ли2"; "Расширяя [свои] познания в
знаках-культуре (вэнъ) и стягивая их с помощью ли2, можно избегнуть
нарушений" ("Лунь юй", XII, 1, VI, 27, XII, 15). Как этика, так
и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и
взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило"
морали (шу3 - "взаимность"), во втором - в требование соответствия
номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "правильное
[употребление] имен"). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, -
утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка
- "Пути" (дао), важнейшие проявления которого суть
"гуманность", "должная справедливость" (и),
"взаимность", "разумность" (чжи1), "мужество" (юн1),
"[уважительная] осторожность" (цзин4), "сыновняя
почтительность" (сяо1), "братская любовь" (ди3 ти2), собственное
достоинство, верность (чжун2), "милостивость" и другие. Конкретным
воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступает "благодать/добродетель"
(дэ1). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское
дао.
После
смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные
направления, которых к III в. до н.э., по свидетельству современника Хань Фэя,
было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ
- "Великое учение", Сяо цзин, комментарий к канонической летописи
Чунь цю - "Весны и осени") и имплицитные онтолого-космологические
(Чжун юн - "Срединное и неизменное", Си цы чжуанъ) представления
Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии
признанные ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретации
конфуцианства в IV-III вв. до н.э. предложили Мэн Кэ, или Мэн-цзы (ок. 372-289),
и Сюнь Куан, или Сюнь-цзы (III в. до н.э.). Первый из них выдвинул тезис об
изначальной "доброте" человеческой природы (син1), которой
"гуманность", "должная справедливость",
"благопристойность" и "разумность" присущи так же, как
человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально
зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям. Поэтому
указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения.
В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на
исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы - социальной и
гносеопраксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение
сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию
"гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа
над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя,
Сюнь-цзы же сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей
идеального государя "завоевание" своего народа, что сближало его тем
самым с легизмом.
Во
II в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан "некоронованным
царем", или "подлинным властелином" (су ван), а его учение
обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области
социально-политической теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его
кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание
этико-ритуальных норм (ли2) и административно-юридических законов (фа1).
Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям
"Конфуция эпохи Хань" -Дун Чжуншу (II в. до н.э.), который,
использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя, детально
разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ему
некоторые религиозные функции (учение о "духе" и "воле
Неба"), необходимые для официальной идеологии централизованной империи.
В
целом в эпоху Хань (конец III в. до н.э. - начало III в. н.э.) было создано
"ханьское конфуцианство", основное достижение которого -
систематизация идей, рожденных "золотым веком" китайской философии
(V-III вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и
конфуцианизированной классики.
Реакцией
на проникновение в Китай буддизма в первые века новой эры И связанное с этим
оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в "учении о
таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ). Постепенное нарастание как
идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к
восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения,
вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (584- 617), Хань Юй
(768-824) и его ученик Ли Ао (772-841).
Возникшее
в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные
задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на
основе усовершенствованной нумеррлогической методологии, т.е. "учения о
символах и числах" (сян шу чжи сюэ), комплекса новых проблем, выдвинутых
буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил
Чжоу Дуньи (1017-1073), идеи которого через столетие получили всесторонне
развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си (1130-1200). Его учение, поначалу
считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в XIV в. было
официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе
государственных экзаменов вплоть до начала XX в. Чжусианская трактовка
конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии,
Вьетнаме.
Основную
конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (XIV-XVII вв.)
составила школа Лу Цзюаня (1132-1193) -Ван Янмина (1472-1529), идейно
господствовавшая в Китае в XVI- XVII вв. и также получившая распространение в
сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне
возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу
Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван
Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект
или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник
постижения "принципов" (ли) всего сущего, в том числе и моральных
норм.
В
XVII-XIX вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со
стороны эмпирического направления (пу сюэ - "учение о естестве", или
"конкретная философия"), основанного Гу Яньу (1613-1682) и
возглавленного Дай Чжэнем (1723-1777). Оно сконцентрировалось на опытном
исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв
себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило
название "ханьское учение" (ханъ сюэ).
С
конца XIX в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками
ассимиляции западных идей (Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др.) и
возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и
цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике
первоначального конфуцианства.
В
первой половине XX в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя (1895-1990) и
Сюн Шили (1885-1962) внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и интернализма
соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне, сочетающем
неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием европейской и
индийской философии, что позволяет исследователям говорить о возникновении в
это время новой, исторически четвертой (после изначальной, ханьской и
неоконфуцианской) формы конфуцианства - постконфуцианства, а точнее,
постнеоконфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции
инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или
постнеоконфуцианцы (МоуЦзунсань, Тан Цзюньи, ДуВэймин и другие), в этическом
универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте
и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное
сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было
официальной идеологией до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г., ныне
подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического
разгрома в 1970-е годы (кампания "критики Линь Бяо и Конфуция") ныне
оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования
национальной идеи.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru