Сверхчеловек по Ницше
Сверхчеловек по Ницше
1.Сущность сверхчеловека.
2.Причины возникновения концепции.
3.Роль сверхчеловека в жизни человека.
4.Рациональное зерно в концепции сверхчеловека.
1.Сущность сверхчеловека.
"Я УЧУ ВАС О
СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО
ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?" "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ!
СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И
ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!" "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО
БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И
НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ.""ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О
СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО
БЕЗУМИЕ!"
"Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое
обезьяна в отношении человека?
Посмешище или мучительный позор.
И тем же должен быть человек для
сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором".
"Поистине,
человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принятьв себя грязный поток и не сделаться
нечистым...сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое
презрение".
Самое
высокое, что может пережить
человек, учит Ницше – это "час
великого презрения". Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам,
к своей несправедливости, к "жалкому довольству собою", называемому
добродетелью. "Но где же та
молния, что лизнет вас своим языком?
Где то безумие, что надо привить вам?
Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к
себе, он сомневается и
подвергает пересмотру имеющиеся
у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы
и радости творческой жизни. "В
человеке тварь и творец соединены воедино". Нужно помнить, что философия
Фридриха Ницше - это уникальный и всей
жизнью осуществленный
эксперимент по разрушению внутри себя
"твари" и взращивания "творца", прозванного "сверхчеловеком".
2.Причины возникновения
концепции.
Он хочет верить и ему
удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется утвердиться в этой надежде; она
очень подходит к смыслу его произведения. Ницше хочет в своей книге показать
человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного
существа, добродетелями добровольного избранного меньшинства, которое очищает и
обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет.
Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение. Последняя
его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность
людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности,
сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.
Его больше не удовлетворяет мысль о "Вечном возврате";
он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о
Сверхчеловеке; в нем он видит принцип действия, надежду спасения.
В чем заключается смысл этой
идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно
ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум;
мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою
мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам
толкует их по разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной
действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным
изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией,
которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но
это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная. Он тогда любил часто повторять
изречения Шиллера: "Имей смелость мечтать и лгать". Нам кажется, что,
главным образом, Сверхчеловек мечтательная ложь поэта - лирика. Каждый
существующий вид имеет свои границы, которых он не может переступить; Ницше
знает это и пишет именно об этом.
3.Роль сверхчеловека в жизни
человека.
{-------------
Ziht nien
------------}
4.Рациональное зерно в
концепции сверхчеловека.
Главной позитивной ценностью
нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека.
Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического
метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида.
Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как
процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность,
проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к
парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в
познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru