Буддизм и исмаилизм: точки пересечения и линии сопоставления
Буддизм и исмаилизм: точки пересечения и линии
сопоставления
Вопросы,
связанные с влиянием и ролью конфессиональных меньшинств внутри крупных
национальных образований и переплетений между ними их религиозно-философских
концепций, привлекают всё больший и больший интерес, как у российских, так и
зарубежных учёных.
Религиозное учение
Понятие
и атрибуты Бога. В буддизме и исмаилизме понятие и восприятие Бога сводится к
тому, что носителем божественного откровения является конкретный человек: в
буддизме — сын индийского царя, получивший впоследствии имя Будды, т. е.
«просветлённый». В исмаилизме — духовная глава общины — имам (т. е. стоящий
впереди — араб.), сущность которого «есть духовное водительство людей,
воспитание их чувств и мыслей в необходимости беспрерывного духовного
совершенствования в целях приближения к Богу»
Согласно
буддистскому вероучению космос не был создан богом-творцом или каким-либо иной
абстрактной силой, как, например, в иудаизме, христианстве или исламе. В основе
бытия лежит принцип зависимости: Будда учил, что ничто в этом мире не возникло
вне связи с другими явлениями. Возникновение всякого существа и всего
сотворенного (существующего) обусловлено наличием причин и условий.
Понятие
инкарнации, как источника бытия, также является основным стержнем в учении
буддизма, которое непосредственно определяет перевоплощение всего живого после
смерти. Согласно учению исмаилитов, судьба последующего переселения души
верующего в другую телесную оболочку предопределяется безукоснительным
соблюдением установленных религиозно-этических норм. Исмаилиты полагают, что
душа человека после его смерти не носится в беспредельном пространстве, как это
соответствует учению суннитов, а находит себе приют. В исмаилизме Бог, как
абсолютная истина, не имеет атрибутов. В противном случае он должен был
подвергнуться сравнению с какими-либо иными источниками добродетели. Мир был
создан, согласно исмаилитскому вероучению, его субстанциями — Мировым Разумом и
Мировой Душой — своего рода взаимосвязью качества и количества, причиной и
следствием. Переход власти от одних Далай Лам к другим происходит путём выбора
нового кандидата в большинстве случаев самим носителем сакрального откровения с
мотивацией на небесное предсказание. Если у одного Ага Хана нет наследника, то
«Душа после смерти имама воплощается… в другой личности, которой, по
соизволению Бога, надлежит быть имамом… Божественная единая душа имама
переселяется из одной личности (имама) в другую. Отсюда преемственность
имамата, непрерывно руководствующегося на земле чувствами и волей людей в духе
исповедуемой ими религии.»
Одно
из главных мест в догмах буддизма и исмаилизма занимает учение о пути
преодоления страданий через духовное самосовершенствование человека и его
преданности религиозным авторитетам. Говоря о принципах морального долга среди
последователей обоих вероучений, следует отметить, что в буддизме, как и в
исмаилизме особое внимание отводится носителям сакральных знаний. «Следуй
положительному влиянию других: тех, кто владеет знанием и мудростью или тех,
кто является… главой общины»
Социальные отношения: Структура организаций
Структура
буддистских и исмаилитских организаций строится по принципу пирамиды,
основанной на строгой — в плане подчинения — административной иерархии, вершину
которой замыкают Далай Ламы и Ага Ханы. Миссия Далай Лам как и Ага Ханов
связывается верующими с уничтожением социальной несправедливости и торжеством
всеобщего счастья. Далай Ламы и Ага Ханы являются для верующих источником
всякого религиозного и философского знания и его интерпретации.
В
истории восточных народов сосредоточение духовно-религиозной и политической
власти в одних руках представляло собой обычное дело. Так, например, в истории
Тибета некоторым Далай Ламам — духовным лидерам народов, проживающих в этом
регионе, удлось тогда упорядочить иерархию религиозных правящих кругов Тибета в
тех же целях, что преследовал и Ага Хан III — подчинить своему влиянию и
контролю религиозные общины. С другой стороны, Далай Ламе V удалось тогда
одновременно установить дружеские отношения с Китаем, которые длились почти 250
лет. При этом соблюдалась обоюдная толерантность, которая была направлена на
уважение как религиозных авторитетов, которых покорители Маньчжурии видели в
своих духовных учителях-наставниках, так и политических сил Китая, воплощающих
сильную государственную власть, к которой всегда стремилось тибетское духовное
руководство. Принимая во внимание связи ныне живущего в Европе духовной главы
исмаилитов Ага Хана IV с ведущими мировыми политическими и финансовыми
организациями, а также наличие огромных средств в фондах самого имама, следует
признать, что Ага Хану удается в полной мере осуществлять свои планы в
Таджикистане. Речь идет о реализации программ, направленных на оказание
гуманитарной помощи как исмаилитам, живущим в республике, так и остальному
населению. Восстановление сельского хозяйства, строительство дорог, перестройка
системы образования, введение новых методов добычи полезных ископаемых и
природных ресурсов, создаёт благоприятный климат в его отношениях с
правительством Таджикистана.
Из-за
этих политических и религиозных позиций Далай Ламам, как, впрочем, и Ага Ханам,
удалось достичь ряда целей, которые должны были обеспечить сильную власть в
одних руках, социальную стабильность посредством культурно-духовного и
экономического преобразований тех или иных обществ. Таковыми целями являются:
Подчинение
всех князьков-вассалов одному лидеру.
Создание
единого центрального правительства.
Развитие
торговли, которая способствовала бы научному и культурному процветанию
общества, а также интеграции местного общества в мировую культуру.
Тибет и его соседи
Распространение
буддизма в VII веке во времена правления князя Songtsen Gampo, которого до сих
пор в Тибете считают носителем сочувствия (Mitgefuhl) и милости всех Будд,
охраняющих Тибет, успешно продвигалось к границам Китая; тибетские войска
подчинили Непал и достигли северных рубежей Индии.
Крупнейшие
культурные и торговые центры, расположенные вдоль караванных путей, соединяющих
Туркестан и Хотан, со временем лишились влияния и покровительства Китая и
перешли под полный контроль Тибета.
Развитие
тибетского языка и письменности, которая способствовала формированию
государственности в этом регионе, а также позволившая Тибету укоренить свои
позиции и связи с соседними странами, приходится также на период правления
Songsten Gampo.
В
IX веке в Тибете начинается пора политического, культурного и экономического
спада в результате внутренних распрей местных правящих кругов, с одной стороны,
выражавших интересы религиозной верхушки, с другой — местной аристократии,
опасавшейся потери своего привилегированного положения в обществе из-за
интенсивного распространения буддизма в Тибете, и к тому моменту уже
сформировавшей в противовес буддизму свою собственную религию — Вon-Religion.
Проводя параллели между историческим анализом роли системы образования в жизни
тибетского и памирских обществ и её влиянием на отношения этих обществ к
китайскому и таджикскому политическим-руководствам, можно заключить, что
формирование новой системы образования среди исмаилитиов Таджикистана, которое
должно, согласно плану и проектам организаций Ага Хана, ускорить процесс
интеграции этого населения в мировую культуру, относится также к числу мер,
направленных на формирование высших и средних учебных заведений нового типа в
Бадахшане. Такого рода формирование предполагает воспитание и обучение нового
поколения молодых людей в Бадахшане с новым, отличительным образом мышления,
которое должно придать этому региону особый вид и образовать прослойку
политической, экономической и культурной элиты данного общества, сумеющей в
нужный момент оказать влияние на развитие социальных отношений во всей
республике.
Также
следует отметить, что в истории Тибета и Таджикистана происходили события,
преследующие уничтожение буддийской и исмаилитской культур. К одной из главных
причин преследований данных конфессий следует отнести сильно развитую и
сплочённую систему внутренней организации данных обществ, самих веками
формировавшихся вероучений, не допускающих проникновения и тем более оказания
влияния инородных политических и идеологических движений на развитие
буддийского и исмаилитского обществ. Вопросы о самоуправлении, о политической и
экономической независимости, будут всегда стоять на первом месте перед Ага
Ханами и Далай Ламами, даже если на текущий момент компромисс с китайским и
таджикским политическим руководством по некоторым внутриполитическим проблемам
откладывается.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://anthropology.ru