Способности, их измерение и развитие
Способности, их измерение и развитие.
Способности
изучаются в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном
занимаются их измерением и тестированием. В личностном подходе изучаются
проблемы развития способностей.
Способности
– такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к
наличным знаниям, умениям и навыкам, но которые могут объяснить легкость и
быстроту их приобретения.
Свойства
способностей (Б.М.Теплов):
1)
Способности – это индивидуальные качества, которые могут изменяться и у одного
человека в разные периоды, и от человека к человеку. Переменная
2)
Такая характеристика, которая очень тесно связана с познавательной и
исполнительной областью – знаниями, умениями, навыками.
Эти
свойства отражают классический диагностический подход к изучению способностей.
3)
Способности не тождественны знаниям, умениям, навыкам (они (знания и т.п.) –
это результаты развития способностей). Способность – не результат, а процесс
его достижения, его нельзя зафиксировать. Способность – это способность к
овладению знаниями и умениями., готовность к овладению навыками.
Теплов
хочет отделить результат от процесса его достижения.
Capacity
- Ability – способности
Сapacity
– внутреннее условие, возможность (связь с телом, организмом) - анатомические и
физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в
оптимальных условиях. Это врожденные задатки.
Ability
- констатация наличия у человека некоего знания, умения, навыка. Это реализация
возможностей, результат развития.
Способности
отличаются от своего результата – знаний, умений и навыков. Но также отличаются
от возможностей ими овладеть, их создать.
Способности и задатки. Наследственное и приобретенное.
Задатки
– это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или
иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены.
Взаимосвязь
задатков со способностями в различных подходах:
Диагностико-коррекционный:
способности – проявление задатков, способности проявляются в определенной
деятельности.
Личностный:
способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются.
Способности представляют собой процесс перехода от задатков к результатам.
Развитие
способностей.
Диагностико-коррекционный:
способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие
способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека.
Наличие сензитивных периодов – оптимальные временные условия для развития
способностей.
Личностный:
способность – средство достижения жизненной цели. Развитие способностей
определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость, упорство,
труд, время. Это функциональное образование на основе высокой мотивации к
освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе других
задатков, на ином природном материале.
Оба
подхода подтверждаются в разных исследованиях:
Исследования.
Близнецовый
метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются,
тестируются, сходство – роль наследственности). Раннее развитие способностей у
выдающихся людей.
Исследования
Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в рамках диагностического
подхода. Существуют сензитивные периоды, периоды возрастной чувствительности – особая
отзывчивость на окружающее, повышенная готовность к усвоению определенных
знаний, характерная для определенного возраста. 2-3 года – приобретение речевых
навыков. 5-7 лет – способности к воображению. С возрастом происходит не только
увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных
особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят
бесследно – они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у
одного ребенка в большей мере, у другого – в меньшей. Одаренность – качественно
своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения
большего или меньшего успеха в деятельности. От одаренности зависит не успех в
выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха. У одаренных
детей происходит наложение нескольких сензитивных периодов и смещение периодов,
характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже
многократному усилению предпосылок умственного развития.
Метод
искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно
корректировать путем обеднения и обогащения среды – влияние факторов среды.
Все
способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению другой.
Измерение
способностей.
Ф.
Гальтон – основоположник дифференциальной психологии, создал метод опросов,
анкетирования.
Тесты
– это оценка навыков, умений. Это оценка достижений в той или иной
деятельности, срез. Первые тесты, А. Бине, 1904г. Тест есть короткое испытание
для установления наличия и степени выраженности определенного свойства. Тест
касался не мышления, а психического развития в целом. Бине ввел понятие
умственного возраста для детей (количество заданий, которые в среднем успешно
решаются детьми определенного возраста, классификация задач, каждому набору
приписывается определенное число лет).
1916г.
г.Стенфорд. Коэффициент психического развития (интеллектуальности):
IQ=умственный
возраст/хронологический возраст*100%
Требования
к составлению тестов:
стандартизация
надежность
(воспроизводимость результатов на новых испытуемых)
валидность
(степень соответствия содержания выполняемого теста измеряемой способности или
изучаемой деятельности)
Проблема
диагноза и прогноза. Диагноз ставится на уровне сложившихся знаний и умений.
Остается неизвестным, каковы они будут в дальнейшем.
Исторически
при изучении способностей понимание их различалось по 3 уровням деятельности:
Способности
как операции. Понимание способностей как сложившихся знаний и умений. Тест
Бине, IQ, общий интеллект. Проблема диагноза и прогноза. Интелект как навык.
Способности
как действия, процессы. Понятие динамики способностей. Способности понимаются
как действия с различным материалом. Модель интеллект Гилфорда (действие,
материал, форма его представления). Проблема выделения базового фактора
способностей, G-фактора, независимый от культуры тест. Интеллект как решение
задач.
Способности
как деятельность. Способности связывают уже не только с познавательной, но и
мотивационной сферой. Креативность – готовность к реализации своих способностей.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/